«Казнённый колокол», новая книга Бориса Евсеева продолжает удивительное захватывающее путешествие вослед «Странствиям души» этого большого русского писателя. Я прочитал рассказ «Славянокос», вошедший в нее. На одном дыхании прочёл. Хочу об этом рассказе именно сказать.
Это прифронтовая документальная проза реалистичная по сути и фантасмагорическая по впечатлению от панорамы происходящей трагедии в Новороссии и за её пределами. (А разве не фантасмагория сообщения в СМИ о том, что некий полковник имел миллиарды рублей в наличности, а некий министр получил взятку в несколько миллионов долларов!)
Когда весной Борис сказал мне, что едет в Донбасс, в Новороссию, я забеспокоился. Про себя думал так: лишь бы не извещал о поездке громко, иначе встретить его могут не только на этой стороне Новороссии, но и с другой стороны со всеми известными последствиями.
Одновременно испытывал смешанное чувство гордости и тревоги. Я понимал, что для Бориса, родовые корни которого именно отсюда, из южнорусских земель, — это глубоко личное дело. Это очень по-мужски, по-настоящему! Осознанная духовная миссия художника по совести и долгу быть там, где до́лжно быть писателю во времена большой трагедии, где жизнь обостряется в самом её драматическом состоянии. Кто-то непременно должен оставлять не только статистические сводки военных корреспондентов, но и документальные свидетельства о войне, где линия фронта условна, а битвы между добром и злом проходят посреди самой русской души! Кто-то должен передать дальше в самые удаленные уголки России и далее правду о Новороссии с её болью и горечью потерь, с её запахами и тленом, звуками и голосами, с её криками и слезами, с её нарождающейся новой жизнью, маленькими и большими радостями, улыбками и смехом. Эти свидетельства необходимы для того, чтобы мы помнили: кто мы и откуда, куда идём и что оставим после себя.
По прибытии из Новороссии Борис ничего не рассказал мне о том, что было, но пообещал, что расскажет позднее. Так и родился рассказ «Славянокос» в числе двух десятков других рассказов, вошедших в книгу «Казнённый колокол».
Кто-то сказал, что искусство необходимо для того, чтобы не бояться смерти. Моя тревога за Бориса подтвердилась по прочтении «Славянокоса». По сюжету рассказа и по факту поездки Борис не просто рисковал, а, возможно, был на волоске от смерти.
Спрашиваю себя: а зачем писателю Борису Евсееву надо было рисковать? Нельзя ли было как-то дистанционно, используя богатое художественное воображение и фантазию, написать? Ведь многие именно так производят литературную продукцию и даже получают за это неплохие деньги. У Бориса так не получилось бы! Это не вопрос сбыта, а вопрос чести и совести.
Думаю, что всё же искусство не столько для того, чтобы не бояться смерти, но главное — не бояться жизни. Там на невидимой и притушенной, но ещё тлеющей войне, в Новороссии, люди защищаются от ощетинившегося и готового к прыжку обезумевшего зверя в человечьем обличье. Защищаются, не боясь умереть, погибнуть, или даже боясь, но лишь для того, чтобы не бояться жить на своей древней славянской земле. Именно там среди таких разных людей, должен быть писатель, создающий литературные памятники великим человеческим делам и поступкам.
Огромная благодарность моему большому дорогому другу Борису Евсееву за новое прекрасное произведение литературы! Успешного путешествия среди читателей и долгой жизни книге «Казнённый колокол»!
Автор текста: Георгий Елин, архитектор, профессор МАРХИ, Москва
Фото: Вадим Шульц