05 августа, 2019

3 предсказания Виктора Пелевина

В преддверии выхода новой книги рассказываем, что из предыдущих произведений автора сбылось в реальной жизни

3 предсказания Виктора Пелевина

К Виктору Пелевину у российских читателей особенное отношение: он и ироничный разоблачитель, и пророк. На форумах, посвященных его творчеству, можно найти множество совпадений, которые, как кажется фанатам, были предугаданы знаменитым автором. Мы считаем некоторые из них не лишенными здравого смысла и накануне выхода новой книги «Искусство легких касаний» вспоминаем сбывшиеся предсказания из прошлых произведений.

Квас «Никола» и необычный Спрайт

Герой «Generation „П“» Вавилен Татарский, бывший студент Литературного института, а на момент действия романа — успешный копирайтер, разработал концепцию продвижения «не колы»: «7UP — The Uncola».

Конечно, это вовсе не пелевинское изобретение: в 1968 году лимонад 7Up подавался американскими маркетологами именно как «не кола». Однако писатель русифицировал эту концепцию, придумав слоган: «Спрайт — не кола для Николы». Такой удачный PR-ход, в котором сочетаются и модные тренды, и апелляция к корням, российские бизнесмены упустить не могли. В 2005 году компания «Дека», анонсировавшая выпуск кваса «Добрыня Никитич», заменила название продукта на «Николу» и слегка переиначила слоган: «Квас не кола, пей “Николу”». По данным социологической службы «О+К», в 2007 году рекламную кампанию кваса запомнили от 58 до 89% опрошенных в зависимости от региона.

В этом же романе Пелевин говорил о березовом Спрайте. Такой газировки, насколько мы знаем, в реальности не было, зато появилась огуречная версия, а опыты по русификации зарубежных напитков продолжили на кофе. Так, несколько лет назад с легкой руки Д. А. Медведева «американо» получил второе название — «русиано».

Generation Generation "П" Виктор Пелевин Купить книгу

Общество потребления и персонализированная реклама

Еще немного о рекламе. Впервые роман «Generation „П“» был опубликован в 1999 году, к тому моменту огромные рекламные билборды уже заполонили Москву и другие крупные города страны. Наивным потребителям предлагали (и предлагают до сих пор) самые разные вещи: от жевательных конфет и зубной пасты до тарифов мобильной связи. В романе Пелевина описана целая экономическая теория «орануса», где все оценивается в деньгах, и цель массы покупателей (именно массы, а не индивидов) не столько приобрести тот или иной товар, сколько заработать и потратить. Потребление в выдуманном мире возведено в культ, главным божеством которого стала вавилонская богиня Иштар, а ее главным инструментом — телевидение, способное проникать в самые дальние уголки человеческого сознания. Экраны превратились в порталы к жертвенному огню потребления, сжигающему личность человека.

С развитием интернета и особенно соцсетей, знающих про своих пользователей практически все, методы изучения сознания и вкусов потребителя возросли в разы. Качество работы искусственного интеллекта так высоко, что иногда кажется, будто реклама предугадывает твои желания. Не иначе как происки шумерских богов из пелевинского романа!

iPhuck 10 iPhuck 10 Виктор Пелевин Купить книгу

Андроид и человек в одной постели

В своих книгах писатель много говорит об отношениях между людьми, а вернее об их распаде. В романе «S. N. U. F. F.» возраст согласия достигает 46 лет, а до этого момента персонажи живут со специальными куклами — сурами. Эти роботы умеют говорить, думать (и даже плести интриги) и, видимо, не так уж плохи в постели. Так что героев-людей все устраивает.

Что ж, с появлением в Москве кукольного борделя эта идея перестала казаться такой уж дикой. Современные роботы уже умеют многое, и человечество, кажется, не собирается останавливаться в их обучении. По прогнозам футурологов, к 30-м годам нашего столетия 10% всех половых контактов будет происходить между людьми и андроидами. В романе «iPhuck 10» писатель пошел еще дальше — и придумал мир, где секса между человеком и человеком нет совсем. Хочется надеяться, что до этого все-таки не дойдет.

Совсем скоро у Виктора Пелевина выходит новая книга — «Искусство легких касаний». Реализуются ли идеи из этого романа, увидим в будущем.

Искусство легких касаний Искусство легких касаний Виктор Пелевин Купить книгу

Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо