Периодически вынужденные бороться с заболеваниями той или ной степени тяжести, люди, далекие от медицины, сталкиваются с десятками проблем, возникающими от неосведомленности, излишней скромности или самого обыкновенного страха перед врачами. Ольга Кашубина, медицинский журналист и блогер, в своей книге «Как болел бы врач» делится секретами благородной профессии, а также важными наблюдениями, которые наверняка помогут вам перенести любой недуг, найти общий язык с врачами и понять, на что именно в этой сфере услуг вы имеете право. Вот лишь несколько полезных советов с той стороны баррикад.
Станьте идеальным пациентом
Каждому не раз приходилось бывать в самой обычной поликлинике: сдавать анализы, приходить на прием к терапевту, рассказывать о том или ином заболевании. Как же сделать так, чтобы у медперсонала осталось о вас приятное впечатление, а вы ушли из заведения, получив необходимые рекомендации? Все очень просто.
— Продумайте свой гардероб, чтобы не тратить много времени на одевание и раздевание. Это кажется чепухой, но расстегивание пуговиц на рубашке, разматывание шарфиков, развязывание завязок и прочие волнующие действия отнимают драгоценные минуты, которые полезнее провести в общении с доктором.
— Запомните, как зовут ваших врача и медсестру и всегда начинайте общение с личного обращения по имени-отчеству. Такое обращение обладает волшебным свойством: превращает вас из случайного пациента в пациента знакомого, это выделяет вас среди других и однажды может сослужить вам хорошую службу.
Найти хорошего врача — важно, стать тем пациентом, который (в самом лучшем понимании этого утверждения) запомнится, — бесценно. Как же выглядит идеальный посетитель врачебного кабинета? У Ольги Кашубиной есть ответ и на этот вопрос.
— Тактичный и терпеливый. Некорректное поведение типично не только для неграмотных врачей, но и для некоторых пациентов. Едва ли скромность в разумных пределах приведет к ущемлению ваших прав.
— Доверяющий врачу или его навыкам. Дайте врачу шанс проявить себя прежде, чем выносить суждение о его профессионализме.
Научитесь взаимодействовать со скорой помощью
Вызывая скорую помощь, помните о том, что отвечают за ваше здоровье самые обычные люди, хоть и профессионалы своего дела. Постарайтесь сделать вашу встречу в экстремальной ситуации комфортной для обеих сторон.
— Еще на стадии звонка постарайтесь успокоиться, соберитесь, будьте готовы коротко и информативно ответить на вопросы диспетчера.
— Пусть врачу будет комфортно в вашем доме: заготовьте бахилы или уберите ценные ковры на пути к постели больного, поставьте один табурет в коридоре, а еще один — в комнате пациента. Повесьте в ванной свежее полотенце и включите свет по всему маршруту движения доктора.
— Будьте вежливы, внимательны и расторопны в общении с медиками. Даже если это не первая скорая за сутки, а экипаж предыдущей вел себя некорректно, не нужно грубить тем, кто стучится к вам в дверь, чтобы помочь.
Подойдите к покупке лекарств ответственно
Качественное лечение — это не только посещение специалиста, но и правильный подбор препаратов. Алгоритм покупки лекарств, предложенный в книге «Как болел бы врач», поможет вам удержаться от ненужных трат.
— Не покупайте БАДы, кроме исключительных случаев, когда они обладают доказанной эффективностью и являются, по сути, настоящим лекарством, отнесенным к биодобавкам просто в силу особенностей российского законодательства.
— Наиболее безопасный вариант сэкономить на лекарстве — купить дженерикЛекарственное средство, продающееся под международным непатентованным названием, либо под патентованным названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата. вместо оригинального препарата. Оптимально, если вы заранее уточните у своего врача, есть ли у назначаемого препарата более бюджетная, но при этом не уступающая по эффективности версия.
Научитесь отстаивать свои права
Хочется вам того или нет, но сталкиваться с неприятными ситуациями, обращаясь за медицинской помощью, приходится почти каждому. Впрочем, не стоит расстраиваться раньше времени — у каждого пациента (так же, как и у врача) есть не только обязанности, но и права.
— Вне зависимости от наличия у вас российского паспорта и полиса ОМС, вы имеете право получить помощь в ситуации, когда ваша жизнь под угрозой. Отказ в помощи в подобных случаях — повод для уголовного дела.
— В законе «Об охране здоровья граждан» черным по белому написано: пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение. Доктор, который вам хамит, нарушает закон.
— Вы имеете право требовать от клиники вернуть вам деньги за услугу или оказать ее заново в случае, если вас плохо лечили. А также компенсировать затраты на исправление недостатков лечения и моральный вред.