Интервью с Марией Метлицкой о ее новой книге «Несбывшаяся жизнь»
В издательстве «Эксмо» вышла новая книга Марии Метлицкой — роман «Несбывшаяся жизнь». Это пронзительная история о травмах детства, неожиданном материнстве и исцеляющей силе любви, которая приходит, когда её совсем не ждёшь. Мы поговорили с автором о том, как рождаются такие сюжеты, почему важно прощать и можно ли разорвать порочный круг обид.
Мария, добрый день! Поздравляем вас с выходом новинки. «Несбывшаяся жизнь» — очень эмоциональное название. Как оно появилось и почему именно так вы назвали эту историю?
Спасибо за поздравление!
Как появилось не объясню, просто пришло в голову и запомнилось, понравилось. Да, эмоциональное, согласна. Нам часто кажется, что наша жизнь не сбылась, мы не состоялись, мечтали о большем, представляли свою жизнь ярче, насыщенней, но не сбылось.
На самом деле все не совсем так. И в романе я хотела сказать о том, что каждая судьба сбывшаяся, пусть не все получилось, не все соответствует ожиданиям, не все совпало, и все таки, жизнь нельзя обесценивать, нельзя принижать свою судьбу, каждая судьба ценна и индивидуальна.
Лиза, ваша героиня, сталкивается с тяжелым выбором: принять чужого ребенка или отвернуться, как когда-то отвернулись от неё самой. Как вам удалось так тонко передать её внутреннюю борьбу?
Как удалось тонко передать судить не мне, а читателю. Надеюсь, что удалось. Ну здесь, наверное, несколько составляющих, мой жизненный опыт, опыт писательский, и, уж извините, способность к эмпатии, плюс интерес к человеку, к женской судьбе.
В книге поднимается тема материнства — и биологического, и того, что рождается из чувства ответственности и любви. Что для вас значит «настоящее» материнство?
Настоящее материнство, как и все настоящее, непременно замешано на любви. Ну а любовь к ребенку это что то необъяснимое, запредельное, безмерное, необъятное, способное на чудеса. Говорят, что женщина любит свое, кровное, выношенное и выстраданное. Мужчине проще, он любит то, во что вложился, духовно, физически, материально. Наверное то, что твое плоть от плоти, должно быть дороже. И все таки, я знаю, наблюдала, истинную любовь к ребенку приемному, не биологическому. Женщина пожизненно связана, повязана любовью к ребенку, это с ней навсегда, любовь матери безусловна, и сильнее этого чувства нет.
Что такое материнство для меня — вечная тревога за свое дитя, пусть взрослое и состоявшееся. Желание быть рядом, прикоснуться, обнять. Всегда помочь и понять. Защитить, заслонить.
Лиза едет на Север, чтобы встретиться с матерью, но та встречает её холодно. Почему вы решили не давать героине «лакомого» примирения?
Не все сразу. Лиза едет получить ответы на вопросы, настроена она решительно и не очень доброжелательно, но ее мать не готова к встрече, она не знает, не понимает свою дочь, к тому же, переживает за любимого мужа, да и Лизу больше занимает ее влюбленность.
Не всегда все случается сразу и получается с первого раза. Им надо было пройти долгий путь, что бы понять другого, привыкнуть друг к другу. Простить, принять, а это сложно, у всех непростые судьбы. Сложно и больно, но в итоге все состоится. Правда, немного поздно, но что поделать, такова жизнь...
Анюта становится для Лизы своеобразным спасением. Верите ли вы, что дети могут исцелять взрослых от травм прошлого?
Дети могут и исцелять, и наносить самые глубокие самые кровавые раны. Увы.
Есть ли у вас любимый персонаж в романе?
Любимый персонаж? Я не рассматриваю моих героев через эту призму, все дороги, потому что выстраданы. Мне нравится Лиза, человек сильный и стойкий, симпатична Надя. Кого то жалко, кого то нет. Но закончив книгу, я отпускаю своих героев в свободное плавание, в свою жизнь, и начинаю жить новыми персонажами. Всех в сердце не удержать, да и не нужно.
Есть ли в книге моменты, основанные на реальных историях из вашей жизни или жизни знакомых?
Нет, все герои придуманы, так интереснее.
Полечка, мать Риты, которая бросила свою дочь, говорит так про судьбу, выпавшую Лизе: «чем хуже, тем лучше». Согласны ли вы с этим утверждением?
Часто жизнь показывает, что да... Увы... Но я с этим категорически не согласна, мне это не нравится. Я за справедливость и благодарность.
Как вы считаете, можно ли полностью избавиться от обид детства или они навсегда остаются с человеком?
Думаю, что глубокие раны остаются навсегда. Все мы родом из детства, и все наши травмы и комплексы, как рюкзаки за спиной, мы, к сожалению, тащим с собой. И зачастую они портят нам жизнь, даже ломают. Поэтому стоит быть осторожными со своими близкими, корректными, терпимыми. Но все мы люди и все совершаем ошибки.
Вы часто пишете о сложных отношениях между женщинами разных поколений. Почему эта тема вам особенно близка?
Наверное есть что то личное. Ну и вообще это интересная тема, тема долга, тема- мать-дочь, отец-сын, возможны варианты. Схема мать-дочь всегда Шекспир, мать- сын проще, потому что разный пол и разный подход ко многим вещам.
Чем вам нравится заниматься в свободное время, когда не пишете?
Хобби у меня нет, уж простите. Дом, быт, семья, внук. Книги, кино, театры, путешествия, все как у всех. Не шью, не вяжу, ничего не коллекционирую.
Когда можно ждать продолжение этой истории?
Вторая книга дописана, так что надеюсь, что скоро...