Какой может быть современная поэзия? Что волнует молодых авторов? И много ли читателей у тех, кто сегодня пишет стихи? Об этом и многом другом мы поговорили с поэтессой Шахназ Сайн и редактором Наталией Новиковой.
Расскажи, пожалуйста, немного о себе. Когда ты начала писать стихи? Есть ли у тебя литературное образование и в какой момент ты поняла, что ты литерат?
Моему творчеству, на самом деле, не так уж и мало времени. Я публикуюсь на разных площадках со времен, когда мне было 17-18 лет. Но писать стихи начала ещё где-то в 14−15, может быть. Но я очень стеснялась их, поэтому особо никому не зачитывала. В школьные годы я старалась участвовать в различных конкурсах чтецов. Я помню, что как-то получила даже грамоту, которой безумно сильно гордилась.
А когда ты поняла, что готова публиковаться, что у тебя есть талант?
Скажу так, я до сих пор не могу сказать, что у меня есть талант, потому что я считаю, что это не то, что движет человеком, особенно его творчеством. Публиковаться я начала основательно года три назад. Два года назад я отправила свою рукопись своему редактору — Наталье Новиковой. И вот именно в тот момент я поняла, что пора что-то делать, потому что площадки, на которых я публиковалась, начали очень сильно взлетать, посты начали иметь большие, огромные охваты, и многие люди начали публиковать мои строки без авторства. Меня как автора это очень сильно обижало в то время, я из-за этого очень сильно расстраивалась, нервничала, потому что это то же самое, как человек без лица. И я понимала, что у меня самой не хватает для того, чтобы регулировать это всё.
Нужно было на какой-то новый уровень вывести свое творчество. И тогда в один момент я решилась на самый важный шаг в своей жизни, в прямом смысле, потому что я отправила свою рукопись на сайт, на электронную почту главного редактора «Бомборы». Вот так, собственно, всё и началось.
Какие изменения происходят в вашей жизни, пока вы создаете свои стихи?
Я меняюсь вместе с ними. Я расту вместе со своими стихами. Каждый человек в моей жизни, каждое новое чувство подталкивает к определенным строкам, и они всегда более-менее отличаются от предыдущих. Поэтому я могу уверенно сказать, что я не стою на месте, я двигаюсь, расту и мои строки, они растут вместе со мной. И даже если сравнивать два моих сборника, на самом деле они очень разные.
И человек, который очень давно меня читает, он может сразу сказать, что: «Шахназ, знаешь, если вот ты тут девушка-воин с очень простыми строками, то ты тут женщина-воин, чьи строки уже ощущаются совсем по другому». Так что да, строки мои меняются вместе со мной.
Подскажите, кто ваш любимый поэт? Кто ваш любимый писатель? Кто ваш любимый музыкант?
Я так не люблю это слово «любимый», потому что я не могу назвать только одного человека. Вообще я с детства пытаюсь не опираться на каких-то идеалов, стараюсь, чтобы в моей жизни вообще этого слова «лучший» не было.
Важный такой ещё момент расскажу про себя. Если в школьные годы до девятого класса я обучалась, знакомилась с русскими классиками, величайшими поэтами, писателями. Десятый и одиннадцатый класс я закончила в Баку, в Азербайджане. Это совсем другая страна, другой менталитет, там совсем другие поэты, поэзия, язык. И, например, если в России я открыла свои глаза и узнала про такого величайшего человека, как Александр Сергеевич Пушкин, то когда я переехала в Азербайджан, я была абсолютно далека от всего этого.
И меня начали знакомить с другим миром, где, например, величайшим поэтом, величайшим писателем является, например, Низами Гянджеви, например, Ахундов и так далее. То есть в один момент внутри моего мира произошло вот это столкновение, я никогда не забуду этот момент, было очень сложно, но интересно. И после этого, когда я начала зачитываться этими писателями в школьные годы, я вдруг потянулась уже к романам.
И, естественно, с кем же нас познакомили? Джейн Остен, Эмили Бронте, Шарлотта Бронте. Эти романы начали меня вдохновлять, воодушевлять и так далее. Всё равно хочешь-не хочешь, в каждом периоде своей жизни есть те, кто тебе нравится. Потом ты ими зачитываешься, а когда переходишь на другой уровень своей жизни, там уже немножечко другое тебе может нравиться и так далее. Поэтому не особо хочу называть прям лучших.
Вот ты сказала, что произошло столкновение русской культуры и азербайджанской, восточной культуры. На тебя оно как-то повлияло? Вообще на твое мировоззрение, в первую очередь, и на твоё творчество?
Абсолютно, это 100%. Я была тогда ребёнком, который не особо был готов попасть в другой мир, но уже в школьные годы, пока жила в Санкт-Петербурге, я была очень творческой личностью. Участвовала во всех всевозможных конкурсах, начиная от рисования, заканчивая чтением стихов. И уже тогда моя творческая личность пыталась вырваться наружу. После переезда в Азербайджан началось уже своё.
Однажды я пришла воодушевленная после школы, взяла листок бумаги А4 и начала писать историю. Написала буквально страничку, не больше. Подумала: «Господи, какая глупость, Шахназ, так не пишут же». И я так расстроилась, скомкала лист и выбросила.
К стихам у меня тогда прям какого-то сильного рвения не было. Это могу честно сказать. Уже когда приехала обратно в Санкт-Петербург поступать, по образованию я химик, поступила в педагогический университет имени Герцена. Я в один момент начала не просто писать истории, я начала их публиковать «ВКонтакте», и наряду с этим начала вдруг публиковать стихотворения, которые писала.
И такой маленький секретик расскажу. Вот именно во втором сборнике есть большой отрывок, касаемо птицы. Этот отрывок я как раз-таки написала в 18 или 19 лет, может быть. Я случайно на этот отрывок не так давно наткнулась, он меня настолько сильно вдохновил. Вот именно этот отрывок очень сильно отличается от всех, что тут есть, потому что я тогда была немного другой. И тогда не раздумывая поняла, что обязательно включу это в сборник, потому что именно с этого отрывка можно сказать начала публиковать стихи. Вот так вот.
Можно ли назвать тебя, Шахназ, человеком настроения? Если да, то что оказывает на тебя особенное влияние?
Я абсолютно человек настроения, каждой клеточкой тела, человек в моменте. То есть, если сейчас мне хорошо, я прямо свечусь как лампочка, у меня строки сразу очень светлые, прямо как бабочки порхают, а если в моменте мне очень грустно, печально, то сразу всё, что я создаю, имеет этот же оттенок.
Какой счастливый момент в жизни тебе хотелось бы сохранить и возвращаться к нему время от времени?
Давайте из последних, если сказать, самый приятный момент, который я, скорее всего, надолго запечатлю у себя в душе и сердце. Когда у меня была недавно презентация моего второго сборника. Там впервые присутствовал мой отец и брат. Вся семья была в сборе. Я очень сильно волновалась, переживала, многое забыла.
Даже забыла, как меня зовут в тот момент. И помню, что сидела на диванчике, рядом ведущая, всё так официально, грандиозно. И я смотрю, в родные глаза, и они улыбаются. Мама что-то мне говорит, какие-то слова поддержки. А у меня прямо волна тепла. Это был самый теплый момент, который хочу запомнить, потому что я впервые предстала перед семьей не просто как Шахназ, как меня все знают, именно как Шахназ Сайн.
Помню этот восторг в глазах родителей. У меня папа тогда впервые просто увидел это со стороны, понимаете. Я просто в семье не распространяла эту свою творческую личность, для меня это всегда был очень закрытый момент. И даже в тех же онлайн площадках я держала страницы закрытыми от своих друзей, близких, родных, для меня было важно, чтобы они не читали.
И тут на презентации первого сборника, чтобы вы понимали, отца, брата, их не было. Я очень стеснялась, как бы это сейчас глупо ни звучало. На втором они были, и это самый светлый момент последних лет, когда я предстала перед своей семьёй тем человеком, кем я сейчас на данный момент являюсь. И этот восторг в глазах родителей, брата. Я на всю жизнь запомню этот момент, это было очень красиво, правда.