Об «оттепели» и самых драматичных событиях 1953–1964 годов рассказывает профессор Павел Крашенинников
1954 год. В журнале «Новый мир», редактором которого тогда был писатель Александр Твардовский, выходит повесть «Оттепель». Ее герои пережили войну и теперь ищут новые ориентиры в послевоенной реальности.
В отличие идеологически выверенной литературы того времени, «Оттепель» говорила о страхе, надежде, необходимости перемен, причем не лозунгами, а человеческим языком. В ней не было открытой критики режима, но было ясно, что лед тронулся.
Так повесть Ильи Эренбурга стала первым символом новой эпохи, которой позже подарила и свое название — «Оттепель». Именно во время «оттепели» начались процессы, сильно изменившие советское общество.
Назрел раскол между романтически настроенными революционерами и прагматическими мещанами, жаждавшими благосостояния. Власти пытались усидеть на обоих стульях и в результате провалились между ними. Что послужило причиной? Ошибки хрущевского руководства или историческая неизбежность? Вместе разобраться в этом вопросе и главных событиях «оттепели» приглашает историк и правовед Павел Крашенинников.
В своей новой книге «Наследники или ренегаты» Крашенинников условно поделил «оттепель» на четыре временных отрезка и подробно разобрал каждый.
Первый отрезок — с 1953-го по 1954 год. Читатели узнают, что творилось в ЦК после смерти Сталина; как под маской коллективного руководства шла ожесточенная борьба за власть; как «коллеги» расправились с Берией и почему с короткой дистанции так быстро сошел Маленков.
Второй — с 1954-го по 1956-й. Здесь станет понятно, как концентрация власти оказалась именно в руках «ставленника партократов» Никиты Хрущева.
Третий — с 1956-го по 1961-й. ХХ съезд КПСС, знаменитая «секретная речь» Хрущева, разоблачение культа личности Сталина, «вынос тела» из мавзолея на Красной площади, отказ от массовых репрессий, ликвидация ГУЛАГа.
Четвертый — с конца 1961 года и до смещения Хрущева в 1964-м. Финальный, самый противоречивый этап «оттепели» с его Карибским кризисом, идеологическими качелями и конфликтами внутри элит.
На страницах оживают фигуры Берии, Маленкова и, конечно, главного героя «оттепели» Хрущева — человека чьи решения формировали контуры новой реальности. Это увлекательное и важное чтение о прошлом страны понравится всем, кто интересуется историей, политикой и хочет понять, как рождаются и живут великие державы.
«„Оттепель“ — это не только появившиеся лучи солнца, но и куча грязи, которую мы увидели и которая продолжала уничтожать веру в людей и в бога. Внимательно прочитайте эту книгу. Возможно, будут более понятны сегодняшние процессы», — Сергей Степашин, кандидат исторических наук, доктор юридических наук, председатель Ассоциации юристов России.