25 ноября, 2024

Что хотел сказать автор: 5 деталей, которые помогут вам лучше понять фильм «Паразиты»

Рассказываем об оскароносной черной комедии

Кадр из фильма «Паразиты», 2019

В издательстве «Бомбора» вышла книга «Миры Пон Джун-хо» корейского кинокритика Дон-чжин Ли. В ней собраны глубокие и тонкие рецензии на каждый из фильмов знаменитого режиссера, а также интервью с мастером.

-22% Миры Пон Джун-хо. Культовый режиссер и его работы Дон-чжин Ли 790 ₽ 1013 ₽ -22% Купить

Несмотря на международное признание «Паразитов», которые стали первым «Лучшим фильмом» «Оскара», снятом не на английском языке, Дон-чжин Ли считает, что его герой еще не достиг вершины своего мастерства. И все же «Паразитам» рецензент уделил много внимания, «по косточкам» разобрав каждую сцену черной комедии.

Делимся разбором пяти сцен, которые помогут вам лучше понять картину.

Семья Ки-­тхэка влачит жалкое существование в полуподвальной квартире. Чтобы выжить, он, его жена Чун-сок, сын Ки-­у и дочь Ки­ч-жон перебиваются мелкими заработками. Например, собирают коробки с пиццей. Все меняется, когда приятель Ки-­у уезжает на стажировку в США и рекомендует юношу на место репетитора по английскому языку. Ки-у попадает в богатый дом Тон­-ика и его жены Ён-гё, а затем устраивает туда же свою сестру. Позже эти двое подставляют других слуг, чтобы заменить их своими родителями. Постепенно черная комедия перерастает в триллер.

Сцена, в которой зрители знакомятся с главными героями картины

Дом Ки-­тхэка расположен в полуподвале, поэтому окна, выходящие на переулок, снаружи оказываются практически на уровне земли, а изнутри — прямо под потолком. Первое, что мы видим, — высоко подвешенные носки, чтобы на них падало как можно больше солнечного света. Если заимствовать фразу из «Сквозь снег», еще одной картины Пон Джун-­хо, также повествующей о классовом конфликте, в данной ситуации «обувь стоит на голове». Эта сцена иллюстрирует стремление семьи Ки­-тхэка подняться выше и в то же время предвещает развитие классового конфликта, который станет основой сюжета ленты.

Кадр из фильма «Паразиты», 2019

Сцена, в которой Ки-у отправляется на собеседование

Маршрут Ки­-у, направляющегося из полуподвального дома на собеседование в особняк Тон-­ика, представляет собой постоянное движение вверх. Чтобы покинуть дом, ему необходимо открыть дверь, подняться по нескольким ступеням, пройти за зданием и выйти в переулок. Далее следует долгий подъем вверх по улице с роскошными особняками. Когда Ки­-у наконец достигает дома Тон­-ика, ему снова нужно подниматься по ступеням, ведущим в сад. Дом Тон­-ика сконструирован таким образом, что лестницы не только соединяют потайной подвал, первый и второй этажи — на каждом из этих этажей также приходится пользоваться ступенями. Чтобы преподавать Да­-хэ английский язык на втором этаже, Ки-­у вынужден преодолевать бесконечные подъемы.

Сцена, в которой Ки-у проходит собеседование с Ён-гё

Ён-­гё часто держит на руках своих питомцев, в том числе в момент собеседования Ки-­у. В то же время с Да-­сонгом, ее сыном, о котором, казалось бы, она так печется, за весь фильм ни разу не происходит физического контакта. Единственное исключение — трагическая сцена в финале, когда тот теряет сознание. По-­своему, Да-­сонг — очень одинокий ребенок.

Кадр из фильма «Паразиты», 2019

Сцена, в которой Тон-ик находит трусики в машине (и подставляет водителя)

Тон­-ика больше возмущает не то, что водитель Юн занимался сексом в «мерседесе», а тот факт, что это произошло не на переднем сидении, принадлежащем водителю по праву, а на заднем, которое занимает хозяин. Тон-­ика раздражает, когда проведенные между классами границы нарушаются. Наверняка самый важный на его взгляд закон гражданской этики — «не выходить за рамки статуса и соблюдать установленные границы».

Сцена, в которой Ки-тхэк проходит экзамен по вождению

Тон­-ик уверяет, что это не экзамен, и говорит, чтобы Ки­-тхэк чувствовал себя спокойно, но для Ки­-тхэка это невозможно. Воодушевленный успехом Ки-­у и Ки-­чжон, Ки­-тхэк произносит свою заранее подготовленную, вероятно, написанную сыном пылкую речь о своем взгляде на профессию. Он говорит не о вертикальной иерархии между работодателем и водителем, а о товариществе двух мужчин, которые каждое утро вместе отправляются в путь. Под видом «товарищества» скрываются его сладкие мечты о горизонтальных, а не вертикальных взаимоотношениях. На лице Тон­-ика, слушающего эти слова, улыбка, и может показаться, что он согласен с Ки­-тхэком. Но, скорее всего, это просто насмешка.

***

Больше важных фактов о фильме, которые помогут вам понять «Паразитов», а также истории о других работах режиссера вы найдете в книге «Миры Пон Джун-хо». На нее действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Читайте также