Рассказываем об авторе повести «А зори здесь тихие...»
Борис Васильев — автор пронзительных произведений о Великой Отечественной войне. Его пьеса «Танкисты» легла в основу знаменитого фильма «Офицеры». А повести «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война» смогли донести трагедию поколения до самой широкой аудитории.
Говоря о войне, он ставил на первое место человека, а не подвиг. А сам стремился, несмотря ни на что, сохранять независимость суждений — результат материнского воспитания, сформировавшего характер писателя. Рассказываем о фактах из биографии Бориса Васильева в нашем материале.
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В мемуарах «Век необычайный» он писал, что в его семье никогда не упоминали о прошлом, да и отсчет времени вели с гражданской войны:
«Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь. Зато бабушка и моя тетя Таня кое во что меня посвящали, и я — запомнил».
Только в 1970-х годах его мать Елена Николаевна Алексеева по настойчивым просьбам сына начала рассказывать о прошлом семьи. Отец Бориса Васильева был кадровым офицером Русской императорской армии, сражался на фронте Первой мировой войны, где дослужился до поручика. Сама она была потомственной дворянкой. Ее прадед Илья Иванович Алексеев был героем Бородинского сражения, его портрет можно увидеть в Оружейной палате Кремля и Военной галерее 1812 года в Эрмитаже. А его сын Александр Ильич Алексеев дружил с Пушкиным.
Хотя мать Бориса Васильева предпочитала не упоминать о своем происхождении, сына она воспитывала в соответствии со старыми дворянскими обычаями.
«В первую очередь мальчик должен вырасти мужчиной — нравственным и моральным. Я с детства хорошо усвоил смысл слова „нельзя“. В жизни нельзя ругаться, воровать, обижать девочек, не уважать женщин, поднимать руку на слабейшего», — делился писатель в одном из интервью.
Помимо этого, Елена Николаевна занималась домашним обучением сына, так что Борис Васильев пошел в школу подготовленным и часто скучал на уроках.
Борис Васильев рос в Смоленске, но начало войны застало его в Воронеже, где будущий писатель заканчивал 9 класс.
«Тот воскресный день выдался в Воронеже на редкость жарким. Где-то на краю горизонта темнели облака, но в городе было душно. И мы со школьными друзьями решили идти купаться. Но пока собирались, облака стали тучами, а когда поравнялись с нашей бывшей (7-и летней) школой, хлынул дождь. Мы спрятались на крыльце под навесом, а гроза грохотала во всю мощь, и, помнится, мы этому буйно радовались. Но вдруг открылась дверь школы, и наш бывший директор Николай Григорьевич выглянул из нее. Лицо его было серым, это я помню точно.
— Война, мальчики... — сказал он.
А мы заорали „Ура!“...
Из четырех мальчишек, глупо оравших „Ура“ на крыльце школы, в живых остался я один».
«Век необычайный»
Борис Васильев отправился на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. Когда его с сослуживцами везли через Смоленск на Западный фронт в июле 1941 года, эшелон разбомбили. Только к октябрю юноше удалось самостоятельно выйти из окружения к советским частям — спасло в том числе и то, что он хорошо знал местность, так как жил там у деда.
Несовершеннолетнего бойца хотели вернуть домой, но Борис Васильев убедил отправить его на курсы военного дела. Так он стал курсантом кавалерийской полковой школы под Липецком, а в 1943 году он отправился на передовую. Через несколько месяцев во время боевого задания под Вязьмой он получил тяжелое ранение и больше не вернулся на фронт.
Восстанавливаясь после ранения, Борис Васильев наверстывал школьную программу за 10-й класс, а затем поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Там он познакомился с Зорей Поляк, которая впоследствии стала его женой. После получения диплома в 1946-м Васильев по распределению отправился в Свердловск на Уралмашзавод. Его карьера и личная жизнь складывались благополучно, в 1952 году Борис Васильев вступил в КПСС.
Когда в 1953-м началось «Дело врачей», Васильеву на одном из партсобраний предложили подготовить обличающий доклад. Он отказался, после чего был исключен из партии. Вскоре их с женой попросили освободить одну из двух комнат в квартире, а еще подняли вопрос о лишении Васильева офицерского звания инженер-капитана. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но в марте 1953-го, после смерти Иосифа Сталина, все обвинения были сняты.
Писательская карьера Бориса Васильева была насыщенной и разнообразной. Его первой литературной работой стала пьеса «Танкисты». Он отправил ее в Театр Советской Армии — и получил положительный отклик. Драму было необходимо адаптировать для театральных подмостков, для чего требовалось непосредственное присутствие автора на репетициях. И в 1954 году Борис Васильев принял решение оставить завод и посвятить себя литературе.
В 1955-м постановка «Танкистов» была готова, но большая премьера спектакля так и не состоялась — после двух пробных показов его запретили. Не вышел в свет и номер журнала «Театр» с текстом пьесы. Но благодаря главному редактору журнала Николаю Погодину Борис Васильев поступил в сценарную мастерскую Главкино. В последующие годы он написал сценарии к фильмам «Очередной рейс», «Длинный день», передачам КВН, создавал закадровые тексты для ряда киножурналов.
В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована его повесть «А зори здесь тихие...» Она принесла писателю большую известность. В 1972-м вышла экранизация книги, а годом ранее — фильм «Офицеры». Обе картины стали классикой советского кинематографа. А в 1974 году вышел роман «В списках не значился».
Несмотря на широкое признание Бориса Васильева, еще одно его значимое произведение — «Завтра была война» — было запрещено к публикации цензурой. Повесть о девятиклассниках, которые взрослеют, лицом к лицу сталкиваются с несправедливостью и пытаются противостоять ей, была написана в 1976 году. Цензорам не понравилась тема арестов, также их смутил образ Искры Поляковой. Автор отказался вносить правки, и книга оставалась под запретом до середины 1980-х.
Образ идеалистки и вечного двигателя Искры Поляковой был особенно дорог Борису Васильеву. Героиня во многом переняла черты его жены Зори Поляк. О своей первой встрече с ней писатель вспоминал так:
«Правда, одну вскоре выделил: этакий колобок в длинной гимнастерке, стоявший на самом левом фланге во время курсовых построений. Собственно, не столько я ее выделил, сколько майор с обожженным лицом. Нас повезли знакомить с новой техникой — со знаменитой СУ-100, „соткой“, как фамильярно ее называли тогда. Познакомили и снаружи, и внутри, а потом решили показать, как она стреляет, и майор вызвал рядовую Зорю Поляк. Зоря сказала: „Есть!“, взобралась на самоходку, залезла в люк и, как положено, закрыла его за собою на все запоры. Долго целилась, а потом — пальнула. Самоходка отрывисто рявкнула, подпрыгнула, люк открылся, из него повалил дым, а следом появилась рядовая и еще необученная Зоря Поляк.
И строй дружно грохнул от хохота. Как выяснилось, Зоря от волнения забыла включить вентилятор, пороховые газы превратили ее в негритянку, а над бровью оказался синяк, поскольку стрелок неплотно прижался к прицелу. И Зоря хохотала вместе со всеми. Не только потому, что тогда ей еще не исполнилось восемнадцати. Просто она никогда не боялась быть смешной».
«Век необычайный»
Супруга Васильева стала прототипом еще одной героини — Сони Гурвич из повести «А зори здесь тихие...» Она была музой и верным другом автора до самой смерти в 2013 году. А писатель пережил ее всего на два месяца.
На книги Бориса Васильева действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.