Борис Васильев

БИОГРАФИЯ

Борис Львович Васильев родился 24 мая 1924 года. Его отец до Революции служил в Царской армии, а после вступил в РККА. Мать будущего классика была из дворянской семьи, а посему скрывала свое классовое происхождение, опасаясь репрессий. Еще в детстве маленький Боря проявил свои удивительные таланты в гуманитарной области. Когда началась Война, ему было всего 17 лет. Университетом для него стал фронт: истребительный комсомольский батальон, окружение, интенсивные армейские учебки, направление в Воздушно-десантные войска, ранение и контузия..., а затем еще одно направление. На этот раз в Бронетанковую академию. С армией он связал себя на долгие годы.

Демобилизовался он лишь в 1954 году в звании капитан-инженера. Тогда же состоялся его литературный и драматургический дебют. В Театре Советской Армии ставится его пьеса «Танкисты» (снята в 1955 году). После оканчивает курсы Госкино. По его сценарию сняты знаменитые «Офицеры», цитаты из которого быстро ушли в народ.

Настоящая известность приходит к нему в 1969 году с публикацией в «Юности» культовой повести «А зори здесь тихие», которая сначала ставилась в театре и уже потом была экранизирована.

После он написал такие произведения, как «В списках не значился» (1974), «Не стреляйте белых лебедей» (1973). Помимо этого, им написаны исторические романы.

Умер в 2013 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

В 80-х вышел из компартии. Хотя сам писатель во многом был примерным советским гражданином, ему был чужд слепой патриотизм и принятие на веру ортодоксальных догм, поэтому он занимал твердую антисталинскую позицию и в 1993 году подписал адресованное Борису Ельцину «Письмо сорока двух», направленное против шовинистов. С 2002 года был член Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.

СЕМЬЯ

Был женат на Зоре Поляк, с которой прожил в долгом и счастливом браке целых 70 лет. Она стала прообразом героинь Сони Гурвич и Искры Поляковой.

НАГРАДЫ

В разные годы был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степени. Кавалер орденов Отечественной войны, также имеет боевые медали, полученные в годы ВОВ.

Ряд наград получен за экранизацию повести «А зори здесь тихие»: Госпремия СССР, главный приз Всесоюзного кинофестиваля и проч.

Две премии были даны «За честь и достоинство»: «Ника» и спецприз литературной премии «Большая книга».

Гражданская позиция отмечена премией имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997) и премией движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель».

ЭКРАНИЗАЦИИ

Существует более 20 экранизаций, главные из которых: «А Зори здесь тихие» и, конечно же, «Офицеры».

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Ирина
17 октября 21:47
Всё, что со мной происходило в последнее время, вертелось вокруг одного события, а точнее – вокруг одной книги. «Завтра была война». Скажу честно – книга не интересная – она потрясающая! (как душу, так и волосы на голове). Борис Васильев рассказывает о жестоком сталинском времени, о жестокой войне. Начинается повесть с того, что автор рассматривает фотографию 9 «Б» класса, в котором он в своё время учился. Автор начинает вспоминать… Осень. 1940-ой год. Начало учебного года, ученики взрослеют: девочки наблюдают за своим взрослением, мальчики бегают за девочками. (Мне бы очень хотелось, чтобы вы прочитали эту книгу – столько там ужасающей реальности, столько страха, столько жизни и столько смерти… я надеюсь, что это случится, поэтому не буду углубляться в пересказ и расскажу только главное.) В школе появляется новый директор, чьи обязанности ранее выполняла классный руководитель 9 «Б» - Валендра, Валентина Андроновна. Директор – очень добрый мужчина, внесший в школу изменения, которым так радовались ученики, и которыми так была недовольна Валендра. Она невзлюбила нового директора, считая, что он позволяет ученикам слишком многое. В то же время в 9 «Б» две подруги находят друг друга: дочь партийного работника, очень строгой матери и просто женщины – Искра Полякова и Вика Люберецкая – дочь главного инженера, положение которого воздвигло громадную стену, разделяющую Вику с одноклассниками. На дне рождения одноклассника девочки впервые решаются заговорить, и Вика даёт Искре книгу с запрещёнными стихами «упадочнического» Есенина, которые так сильно понравились Искре. О чтении стихов на празднике узнаёт Валендра, которая только и делает, что ищет, к чему придраться у нового директора, и пишет на него жалобы «куда надо». Отца Вики арестовали, объявив врагом народа. Вика отвечает решительным отказом на просьбу Валендры публично отречься от отца и обвинить его. Тот же отрицательный ответ получает Валендра и от Искры, которой было поручено провести экстренное комсомольское собрание, где Вику должны были исключить из комсомола. Вика совершает самоубийство, директора отстраняют от работы и исключают из комсомола. И вот вслед за этой, казалось бы, беспросветной чёрной полосой следуют проблески света – всё налаживается: Люберецкого освобождают, директора возвращают в школу и восстанавливают в партии. А Вики больше нет. «Это просто год високосный, следующий, наверняка, будет лучше. Вот увидите!» А следующим был 1941. У меня по телу пробегают мурашки, когда читаю эти строки. Именно в этих строках заключён весь ужас войны, надежды людей на лучшие времена. Но вместо лучших пришли худшие. Из всего класса, из сорока человек до старости дожили только девятнадцать. Я искренне советую прочитать эту книгу. Много времени это не займёт, в процессе вы будете полностью поглощены, будете жадно глотать каждое слово, спрашивая: «А что же дальше?!» Книга очень интересная, и я считаю, что её должен прочесть каждый. Эти прекрасные чувства, трепетные, трогательные отношения и сцены, вплетаемые автором, чтобы показать – вот она, жизнь, вот чем жила наша страна в те страшные времена. Люди были напуганы войной, запуганы жестоким режимом, но оставались людьми, и не смотря ни на что продолжали любить, чувствовать, радоваться. Одна из наиболее трогательных сцен – поцелуй Вики и Ландыса под кустом шиповника у реки. Только подумайте – Вика ведь была совсем молоденькой девушкой, это был её первый и единственный поцелуй в её жизни. Она была так юна, но чувство гордости за отца, любви к нему и уверенности в его невиновности вынудили её поступить так, как она поступила – оборвать собственную жизнь в самом её начале… А потерпи она ещё немного, всё было бы хорошо. Отца отпустили, а дочери больше нет… Эти безысходность, отчаяние, чувство потери не давали мне покоя долгое время. Сцена с похоронами Вики, глубокая потерянность Ландыса, чтение последнего письма Вики к Искре, ставшей для неё лучшим другом, а также стихов Есенина Искрой, несмотря на строжайшие запреты матери… Это не просто трогает до глубины души – сотрясает. Почему же вся моя жизнь вращалась вокруг этой книги? Всю последующую неделю я была всецело поглощена этой книгой. И моя голова, и моё сердце, и моя душа – она заполнила собой весь мой сосуд. Когда перед нашим классом встал вопрос: «Какую книгу брать за основу для театральной постановки?», никто не сомневался - «Завтра была война». Наш класс хоть и нельзя назвать дружным, но в момент подготовки к выступлению мы сплотились. Всё проходило дружно и весело. Но каждый чувствовал атмосферу войны. Каждый чувствовал ответственность за свою роль. Когда делали фотографии, все буквально вошли в роли. Я видела перед собой не своих одноклассников. Я видела героев книги, я видела детей войны. У меня была возможность видеть всё со стороны, т.к. я не участвовала в постановке, но постоянно находилась рядом. И я осталась в плюсе, имея возможность наслаждаться процессом создания; я чувствовала себя зрителем, а скорее – автором, который наблюдает за выстраиванием сюжета, постановщиком, который наблюдает за отличной игрой актёров. Пока девочки разучивали песню, исполняемую под аккомпанемент гитары, я сидела рядом с ними и следила за всей этой приятной сценой, слушала девчачьи слаженные и мальчишечьи, будто их обладатели резко возмужали, серьезные голоса. А я была зрителем, случайно попавшим за кулисы. Казалось, что мы и есть герои Васильева. «А вдруг и с нами случится то же самое? – мелькнуло в моей голове, - а вдруг?..» И правда, ведь никто не знает, что будет завтра. Во время выступления многие рыдали, потому что нельзя было смотреть на эту картину, подкрепленную хорошей, открытой игрой актёров, пропустивших не только произведение, но и страх войны через своё сердце. Невозможно и читать без слёз и содроганий, мурашек – ужасает и потрясает до самого твоего собственного душевного дна… Читать далее
Ирина
31 мая 23:34
Интересно, книга о войне, но в то же время и не о войне. Это так близко, а потому и страшно. Школьники живут своей жизнью, влюбляются, встречаются, дружат, ссорятся. Они такие живые, честные, открытые, будто на ладони. Васильев удивительно четко прописал характеры героев, они такие близкие и родные... Удивило меня построение романа. Он просто как контраст. Сегодня вас волнуют пустяки, вы живете, решаете какие-то проблемы. А потом раз, и все. Нет ни пустяков, ни проблем, ни вас. Замечательно показана тонкая грань между миром и войной. И так страшно, что же будет завтра... Читать далее
Все отзывы

Задайте вопрос автору

Голосование за переиздание книги

А зори здесь тихие
А зори здесь тихие
Проза Бориса Васильева давно уже считается классикой. Но, пожалуй, именно сейчас она звучит современно, как никогда, ибо рассказывают о таких человеческих ценностях и качествах, которые сегодня оказались в дефиците. Помимо пронзительной трагики его произведения исполнены любви и добра. Они рассказывают о простых людях, не обделенных честью и совестью, способностью к сопереживанию и душевностью. Они живут — искренне, плачут и смеются — искренне, и умирают — так же искренне, как жили, плакали и смеялись.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
А зори здесь тихие...
А зори здесь тихие...
Борис Васильев (1924-2013) ушел на фронт в 17 лет, и военный опыт позволил Борису Львовичу очень просто и ясно рассказать правду о войне. "А зори здесь тихие…" стала самой известной в советской литературе повестью о женщинах на войне, и не просто женщинах – солдатах, бойцах, бесстрашно взглянувших в лицо смерти ради будущего. Едва выйдя из печати, повесть стала предметом горячего обсуждения, позднее была поставлена на театральной сцене и экранизирована. Это одна из наиболее трагических и лиричных повестей о войне, ставшая классикой отечественной литературы. Книга входит в школьную программу.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
А зори здесь тихие...
А зори здесь тихие...
В книгу вошли известные повести Б. Васильева, рассказывающие о Великой Отечественной войне, участником и свидетелем которой был автор, и произведения, написанные в последние годы, в которых писатель попытался осмыслить и художественно отразить нравственные противоречия нашего времени в судьбах людей. Успех экранизаций повестей "Завтра была война", "А зори здесь тихие...", "В списках не значился" в большой степени был обусловлен пронзительностью авторского повествования, подлинностью описываемых событий, трагичностью историй о войне, о которых Б. Васильев знал не понаслышке, а из личного опыта.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
А зори здесь тихие...
А зори здесь тихие...
В книгу вошли известные повести Б. Васильева, рассказывающие о Великой Отечественной войне, участником и свидетелем которой был автор, и произведения, написанные в последние годы, в которых писатель попытался осмыслить и художественно отразить нравственные противоречия нашего времени в судьбах людей. Успех экранизаций повестей "Завтра была война", "А зори здесь тихие...", "В списках не значился" в большой степени был обусловлен пронзительностью авторского повествования, подлинностью описываемых событий, трагичностью историй о войне, о которых Б. Васильев знал не понаслышке, а из личного опыта.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
В списках не значился
В списках не значился
Борис Васильев (1924-2013) ушел на фронт в 17 лет, как и тысячи других юношей и девушек, обивавших в тот год пороги военкоматов. И Борис Львович написал именно о них, тех, кто сражался с ним плечом к плечу, таких же юных, как он сам. Главный герой романа, Николай Плужников, как и автор, совсем молод в начале войны. Как и автор, он стремительно взрослеет – теряя товарищей, поливая кровью родную землю. И по воле автора уходит в бессмертие. Читатели подтвердили – Николай Плужников шагнул в бессмертие. Величественный и драматический, роман стал классикой отечественной литературы. Книга рекомендована д...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
А зори здесь тихие... (кинообложка)
А зори здесь тихие... (кинообложка)
Рита – строгая и упорная, верит, что добро побеждает зло. Женя – признанная красавица, задорная, веселая и улыбчивая. Галя – выдумщица и фантазерка, мечтает стать актрисой. Соня – рассеянная и вдумчивая, обожает театр и любит читать. Лиза – домовитая, спокойная и собранная. Пятеро совсем еще молодых девушек-зенитчиц под руководством старшины Васкова – по их меркам, тридцатидвухлетнего старика, – вступили в неравный бой с отрядом хорошо подготовленных немецких диверсантов. …И победили.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
А зори здесь тихие...
А зори здесь тихие...
Повести Бориса Васильева о Великой Отечественной войне "А зори здесь тихие...", "Завтра была война" отличаются особой пронзительностью повествования, подлинностью описываемых событий, трагичностью историй о войне, о которой писатель знал непонаслышке, а из личного опыта.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
А зори здесь тихие...
А зори здесь тихие...
Повести Бориса Васильева о Великой Отечественной войне "А зори здесь тихие...", "Завтра была война" отличаются особой пронзительностью повествования, подлинностью описываемых событий, трагичностью историй о войне, о которой писатель знал непонаслышке, а из личного опыта.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Собрание повестей и рассказов в одном томе
Собрание повестей и рассказов в одном томе
В книгу вошли известные повести Б. Васильева, рассказывающие о Великой Отечественной войне, участником и свидетелем которой был автор, и произведения, написанные в последние годы, в которых писатель попытался осмыслить и художественно отразить нравственные противоречия нашего времени в судьбах людей. Успех экранизаций повестей "Завтра была война", "А зори здесь тихие...", "В списках не значился" в большой степени был обусловлен пронзительностью авторского повествования, подлинностью описываемых событий, трагичностью историй о войне, о которых Б. Васильев знал не понаслышке, а из личного опыта.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
В списках не значился
В списках не значился
Одна из лучших книг о подвиге советских солдат, первыми вставших на защиту Родины в Брестской крепости.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Завтра была война
Завтра была война
Б. Васильев, сам прошедший полями сражений, рассказывает о войне открыто и реалистично. Писателя прежде всего интересуют проблемы любви, верности, нравственного долга и искреннего чувства в их противостоянии цинизму, шкурничеству, официозу, буквоедству как во время войны, так и в мирные годы. Фильмы по его сценариям стали культовыми, а его прозой по- прежнему зачитываются миллионы читателей. В автобиографической повести "Летят мои кони" автор раскрывает психологию во многом типичного для поколения Васильева соотечественника неоднозначной эпохи.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
А зори здесь тихие...
А зори здесь тихие...
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
А зори здесь тихие...
А зори здесь тихие...
В книгу вошли известные повести Б. Васильева, рассказывающие о Великой Отечественной войне, участником и свидетелем которой был автор, и произведения, написанные в последние годы, в которых писатель попытался осмыслить и художественно отразить нравственные противоречия нашего времени в судьбах людей. Успех экранизаций повестей "Завтра была война", "А зори здесь тихие...", "В списках не значился" в большой степени был обусловлен пронзительностью авторского повествования, подлинностью описываемых событий, трагичностью историй о войне, о которых Б. Васильев знал не понаслышке, а из личного опыта.
Хотите, чтобы книгу переиздали?
Да, хочу
Хотите, чтобы книгу переиздали?
    Голос принят
Лучшие отзывы
Похожие авторы
Лучшие отзывы
Ирина
17 октября 21:47
Всё, что со мной происходило в последнее время, вертелось вокруг одного события, а точнее – вокруг одной книги. «Завтра была война». Скажу честно – книга не интересная – она потрясающая! (как душу, так и волосы на голове). Борис Васильев рассказывает о жестоком сталинском времени, о жестокой войне. Начинается повесть с того, что автор рассматривает фотографию 9 «Б» класса, в котором он в своё время учился. Автор начинает вспоминать… Осень. 1940-ой год. Начало учебного года, ученики взрослеют: девочки наблюдают за своим взрослением, мальчики бегают за девочками. (Мне бы очень хотелось, чтобы вы прочитали эту книгу – столько там ужасающей реальности, столько страха, столько жизни и столько смерти… я надеюсь, что это случится, поэтому не буду углубляться в пересказ и расскажу только главное.) В школе появляется новый директор, чьи обязанности ранее выполняла классный руководитель 9 «Б» - Валендра, Валентина Андроновна. Директор – очень добрый мужчина, внесший в школу изменения, которым так радовались ученики, и которыми так была недовольна Валендра. Она невзлюбила нового директора, считая, что он позволяет ученикам слишком многое. В то же время в 9 «Б» две подруги находят друг друга: дочь партийного работника, очень строгой матери и просто женщины – Искра Полякова и Вика Люберецкая – дочь главного инженера, положение которого воздвигло громадную стену, разделяющую Вику с одноклассниками. На дне рождения одноклассника девочки впервые решаются заговорить, и Вика даёт Искре книгу с запрещёнными стихами «упадочнического» Есенина, которые так сильно понравились Искре. О чтении стихов на празднике узнаёт Валендра, которая только и делает, что ищет, к чему придраться у нового директора, и пишет на него жалобы «куда надо». Отца Вики арестовали, объявив врагом народа. Вика отвечает решительным отказом на просьбу Валендры публично отречься от отца и обвинить его. Тот же отрицательный ответ получает Валендра и от Искры, которой было поручено провести экстренное комсомольское собрание, где Вику должны были исключить из комсомола. Вика совершает самоубийство, директора отстраняют от работы и исключают из комсомола. И вот вслед за этой, казалось бы, беспросветной чёрной полосой следуют проблески света – всё налаживается: Люберецкого освобождают, директора возвращают в школу и восстанавливают в партии. А Вики больше нет. «Это просто год високосный, следующий, наверняка, будет лучше. Вот увидите!» А следующим был 1941. У меня по телу пробегают мурашки, когда читаю эти строки. Именно в этих строках заключён весь ужас войны, надежды людей на лучшие времена. Но вместо лучших пришли худшие. Из всего класса, из сорока человек до старости дожили только девятнадцать. Я искренне советую прочитать эту книгу. Много времени это не займёт, в процессе вы будете полностью поглощены, будете жадно глотать каждое слово, спрашивая: «А что же дальше?!» Книга очень интересная, и я считаю, что её должен прочесть каждый. Эти прекрасные чувства, трепетные, трогательные отношения и сцены, вплетаемые автором, чтобы показать – вот она, жизнь, вот чем жила наша страна в те страшные времена. Люди были напуганы войной, запуганы жестоким режимом, но оставались людьми, и не смотря ни на что продолжали любить, чувствовать, радоваться. Одна из наиболее трогательных сцен – поцелуй Вики и Ландыса под кустом шиповника у реки. Только подумайте – Вика ведь была совсем молоденькой девушкой, это был её первый и единственный поцелуй в её жизни. Она была так юна, но чувство гордости за отца, любви к нему и уверенности в его невиновности вынудили её поступить так, как она поступила – оборвать собственную жизнь в самом её начале… А потерпи она ещё немного, всё было бы хорошо. Отца отпустили, а дочери больше нет… Эти безысходность, отчаяние, чувство потери не давали мне покоя долгое время. Сцена с похоронами Вики, глубокая потерянность Ландыса, чтение последнего письма Вики к Искре, ставшей для неё лучшим другом, а также стихов Есенина Искрой, несмотря на строжайшие запреты матери… Это не просто трогает до глубины души – сотрясает. Почему же вся моя жизнь вращалась вокруг этой книги? Всю последующую неделю я была всецело поглощена этой книгой. И моя голова, и моё сердце, и моя душа – она заполнила собой весь мой сосуд. Когда перед нашим классом встал вопрос: «Какую книгу брать за основу для театральной постановки?», никто не сомневался - «Завтра была война». Наш класс хоть и нельзя назвать дружным, но в момент подготовки к выступлению мы сплотились. Всё проходило дружно и весело. Но каждый чувствовал атмосферу войны. Каждый чувствовал ответственность за свою роль. Когда делали фотографии, все буквально вошли в роли. Я видела перед собой не своих одноклассников. Я видела героев книги, я видела детей войны. У меня была возможность видеть всё со стороны, т.к. я не участвовала в постановке, но постоянно находилась рядом. И я осталась в плюсе, имея возможность наслаждаться процессом создания; я чувствовала себя зрителем, а скорее – автором, который наблюдает за выстраиванием сюжета, постановщиком, который наблюдает за отличной игрой актёров. Пока девочки разучивали песню, исполняемую под аккомпанемент гитары, я сидела рядом с ними и следила за всей этой приятной сценой, слушала девчачьи слаженные и мальчишечьи, будто их обладатели резко возмужали, серьезные голоса. А я была зрителем, случайно попавшим за кулисы. Казалось, что мы и есть герои Васильева. «А вдруг и с нами случится то же самое? – мелькнуло в моей голове, - а вдруг?..» И правда, ведь никто не знает, что будет завтра. Во время выступления многие рыдали, потому что нельзя было смотреть на эту картину, подкрепленную хорошей, открытой игрой актёров, пропустивших не только произведение, но и страх войны через своё сердце. Невозможно и читать без слёз и содроганий, мурашек – ужасает и потрясает до самого твоего собственного душевного дна…
Ирина
31 мая 23:34
Интересно, книга о войне, но в то же время и не о войне. Это так близко, а потому и страшно. Школьники живут своей жизнью, влюбляются, встречаются, дружат, ссорятся. Они такие живые, честные, открытые, будто на ладони. Васильев удивительно четко прописал характеры героев, они такие близкие и родные... Удивило меня построение романа. Он просто как контраст. Сегодня вас волнуют пустяки, вы живете, решаете какие-то проблемы. А потом раз, и все. Нет ни пустяков, ни проблем, ни вас. Замечательно показана тонкая грань между миром и войной. И так страшно, что же будет завтра...
Все отзывы