Муки творчества, секреты издательского дела и столкновение мировоззрений
Фото: ТГ-канал Константина Образцова
Книжная индустрия получила собственное реалити-шоу. В «Новом слове» двенадцать авторов соревнуются за право выпустить свою книгу в издательстве «Эксмо». Это как «Проект „Подиум“», только раскраивают и шьют тут собственные истории, а не модную коллекцию. По правилам игры, в каждом выпуске участники получают от наставника и ведущего шоу — писателя Константина Образцова — задания, по итогам которых и решается, кто уйдет, а кто останется.
«Существует множество проектов, которые помогают танцорам, певцам и юмористам заявить о себе и выйти на медийный уровень. У писателей такой платформы нет. Пробиться в литературе сложно: здесь важны не только талант и упорный труд, но и доля везения. Поэтому около трех лет назад я придумал проект „Новое Слово“: шоу, живущее по законам реалити, но для писателей.
Самым сложным было визуальное и драматургическое воплощение идеи, ведь, с точки зрения наблюдателя, писатель — это человек, который сидит неподвижно и молча. Путь занял два года, и вот, при поддержке ИРИ, в эфир вышло первое в мире реалити-шоу о писателях, которое, как я надеюсь, поможет начинающим авторам быть услышанными и найти своих читателей».
Константин Образцов
Несмотря на все сложности, авторам шоу удалось создать напряжение, характерное для подобного формата, и раскрыть героев так, чтобы зритель нашел своих любимчиков и переживал за них. Мы насчитали как минимум пять причин, по которым стоит посмотреть «Новое слово».
В каждом из выпусков участники получают творческие задания и обратную связь от ведущего. Тема может быть любой: написать сцену, где персонаж раскрывается через страх, описать главного героя и его мотивацию, придумать сеттинг, живущий по понятным внутренним законам, или подготовить синопсис и презентацию для издателя.
Для человека, который пишет сам, происходящее, может, и не станет откровением. А вот для простого читателя и зрителя это отличная возможность понаблюдать за муками творчества и понять, как личный опыт и интересы человека трансформируются сначала в идею, а потом и в целую историю.
Среди участников есть состоявшиеся писатели со своей аудиторией: Мария Гурова, Джек Гельб и Дарина Стрельченко. Именно они, зная боли авторов и проблемы индустрии, не стесняются задавать неудобные вопросы гостям, добавляя остроты выпускам. Почему издательства не вкладываются в продвижение малотиражных новинок, но продолжают их издавать? Убивает ли погоня за трендами творчество и насколько скоротечна мода в литературе? Ответы, может быть, вас не устроят, но вы точно их услышите.
В первом сезоне «Нового слова» — неоднородная и запоминающаяся команда с совершенно разным уровнем писательского мастерства. Кто-то сформировал свой голос и уже издается, кто-то пишет «в стол» или создает фанфики, но есть и те, кто ни разу не пробовал себя в литературе.
«Набор участников проходил на открытой основе: желающие подавали заявку, присылали фрагмент своего текста и видеовизитку; те, кто проходили первый этап отбора, попадали на очное собеседование с творческой группой».
Константин Образцов
У каждого из претендентов свои цели, творческий взгляд и любимый жанр. Например, Мария Гурова признается на шоу, что решительно настроена вернуть моду на рыцарство в книгах. И ради этой цели порой готова нестись на оппонентов с открытым забралом. Двадцатилетняя Ангелина Ягода попробовала свои силы в рекламе и SMM, а теперь хочет создать вдохновляющую книгу на стыке литературы и психологии. Петр Кононенко пока не издается, и проект для него — возможность заявить о себе.
С каждым новым выпуском участники раскрываются все больше. Как и положено реалити, кто-то будет сближаться, кто-то идти на конфронтацию. Не успеете оглянуться — и вот вы уже переживаете за своего фаворита и ждете, что будет дальше, тем более авторы шоу приготовили парочку сюжетных твистов.
Каждый раз, когда звучит новое задание, невольно задумываешься, как бы его выполнил ты сам. Для тех писателей, кто прямо сейчас работает над своей книгой и зашел в тупик, это возможность преодолеть писательский блок. За компанию с участниками выполняя одно из заданий, можно отвлечься, расписаться и, наконец, выйти из кризиса.
Сейчас в «Новом слове» появилась возможность прочитать работы, которые получились у участников по итогам каждого этапа. Анализируя их, вы можете согласиться (или нет) с вердиктом ведущего, а попутно вдохновиться для собственной работы.
На шоу неоднократно звучит мысль о том, что для успеха в литературе недостаточно просто красиво излагать мысли на бумаге. Важны сюжет, раскрытие и путь героя, атмосфера, притягательный и убедительный мир. Но даже если все условия будут соблюдены, может получиться так, что в данный момент мало тех, кто хочет услышать именно эту историю. На протяжении всего сезона участники пытаются вычислить код бестселлера и в поисках истины приходят к парадоксальным выводам.
Будем честны, в первую очередь мы смотрим реалити-шоу ради эмоций — чужих и своих. «Новое слово» с этим прекрасно справляется. В первых двух сериях царит атмосфера писательского интенсива, где все продуктивно сотрудничают, делятся идеями и поддерживают друг друга. Но уже к третьему эпизоду появляется напряжение, растущее с каждым новым выпуском. И дело даже не в борьбе за главный приз.
Литература — территория идей, так что личные конфликты, которые неизбежны в любом реалити, постепенно перерастают в настоящее столкновение мировоззрений.
Вера в лучшее в людях или «серая» мораль на грани с «черной»? Свобода творчества или самоцензура? Верность своему стилю или попытка подстроиться под рынок? Каждому из участников предстоит отстаивать свою позицию в словесных спорах и на бумаге, объединяться в коалиции ради поддержки и защиты. Ну а читателям и зрителям — наблюдать за всем этим, убеждаясь, что литература — очень страстное дело.