Рассказываем о книге Таши Муляр
В издательстве «Бомбора» выходит «Дом на Птичьем острове» Таши Муляр — начало большой семейной саги, а также роман о взрослении и масштабное полотно эпохи. Автор создала произведение, которое может понравиться и читателям, заставшим конец 80-х и 90-е, и тем, кто знает об этом времени только по рассказам старших. На фоне больших перемен — история совсем юной Василисы, которой только предстоит найти свое место в жизни.
Рассказываем, почему стоит прочесть эту книгу.
«Ежегодно родители готовились к новогоднему карнавалу. Всех работников совхоза собирали в большом Доме культуры на веселый праздник с официальными речами, награждениями передовиков труда и концертом, в котором принимали участие сами работники. Шуточные номера, самостоятельно написанные песни, поставленные танцы».
Таша Муляр детально воссоздает атмосферу поздней перестройки на юге России. Писательница показывает, как рушится привычный советский уклад, как совхозы не платят зарплату, как люди выживают за счет браконьерства и натурального хозяйства, оказавшись между прошлым и неопределенным будущим. Это настоящая история нашей страны, которую мы видим через призму жизни обычной казачьей семьи.
Но у Муляр не все так страшно, она показывает и другую сторону 90-х, в которой есть место переменам и новым возможностям, где живучесть народной культуры, семейных традиций и соседской взаимовыручки помогают не сойти с ума.
«Письма хранились в верхнем ящике стола, в самой глубине, задвинутые коробкой от леденцов. <...> И вот за этой коробкой, в темной глубине ящика она хранила самое дорогое и ценное, что было у нее сегодня, — Пашины письма в потрепанных путешествием через всю страну конвертах».
Главная героиня романа Василиса Бондаренко проходит путь от наивной девочки до самостоятельной взрослой девушки через потери, предательства и открытие жестоких тайн. Она влюбляется, переживает разрыв с близкими и понимает, что ее диагноз способен перечеркнуть традиционное представление о женском счастье. Но Василиса не ломается под ударами судьбы, а находит ресурсы для кардинальных перемен.
Ее трансформация показана настолько достоверно, что каждый узнает в ее взрослении себя. Автор показывает, как каждое испытание закаляет характер девушки, превращая ее из послушной дочери в самостоятельную личность.
«Получалась у нее огромная творожная ватрушка со сладкой белой нежнейшей начинкой, украшенная по кругу плетеной косой из теста с уложенным „венком“ из темно-бордовой сочной вишни. Готовую ватрушку баба Сима выуживала из устья печи на потертой от времени, припыленной мукой деревянной лопате, внуки этот момент особенно любили. Стояли рядом, завороженно открыв рты, в ожидании, не появится ли из печи вместе с ватрушкой Иванушка-дурачок. Потом бабуля перегружала выпечку на толстую старую, промасленную деревянную доску».
Автор создает настоящую поэзию из простых вещей: приготовление еды, прогулка на Птичий остров, станичные дворы. Вы почувствуете вкус домашних пирогов и услышите крик чаек и скрип велосипедных колес по пыльным дорогам. В описании быта Муляр не просто перечисляет действия, а показывает, как через повседневные заботы передавались традиции, формировались характеры и укреплялись семейные связи. Каждая бытовая сцена наполнена глубоким смыслом и помогает понять менталитет героев. Азовское море здесь становится полноправным героем романа, а Птичий остров — символом свободы и мечты.
«А вот папа, конечно, очень расстроился. Она боялась, что он будет бушевать, ругаться, может, даже за ремень возьмется — Василиса хорошо помнила, как он выдрал ремнем Игорька, когда тому было лет десять и отец застукал его с сигаретой. Василиса хоть и маленькая была, а как сейчас видела эту сцену „избиения младенца“.
Ох, этого она боялась, но перетерпела бы. Ну, пошумит, пошумит и затихнет. А тут отец, как увидел ее, слова не сказал, просто махнул рукой и вышел курить во двор. Потом с ней неделю, наверное, не разговаривал, только каждый раз, как она мимо проходила или за стол к нему садилась, он отворачивался либо вообще уходил. Не было для Василисы страшнее наказания, чем молчание».
Роман исследует болезненные темы: как родительская «забота» может стать предательством, почему близкие люди скрывают правду «во благо», как рушатся идеальные представления о семье. Эти конфликты универсальны и актуальны в любое время.
Муляр безжалостно препарирует темную сторону семейных связей. Мать Василисы годами скрывает от дочери страшный диагноз, лишая ее права знать правду о собственном теле и будущем. Отец, некогда любящий и открытый, замыкается в себе и отстраняется от дочери именно тогда, когда она больше всего нуждается в поддержке. В итоге отношение родителей оборачивается катастрофой для ребенка.
Семья Бондаренко планирует будущее Василисы, не считая нужным посвятить ее в свои планы. И если задуматься о том, что в каждой семье есть свои недосказанности, которые разрушают доверие между поколениями, то история главной героини может читаться и как поучительная притча о цене родительского контроля и праве детей на собственную судьбу.
«— Не подведу тебя. Верь мне! — сказала она сама себе и... взялась за учебу. За весну она нагнала своих сверстников, поступивших на год раньше, и сдала экзамены вместе со всеми, досрочно окончив училище почти с красным дипломом».
Василиса Бондаренко — это героиня нового типа, далекая от идеализированных образов классической литературы. Она живая, противоречивая, со своими слабостями и сомнениями, но именно это делает ее такой интересной и достоверной. Как мы уже говорили, на протяжении романа судьба обрушивает на девушку один удар за другим: смерть любимого человека, предательство самых близких людей, открытие страшного диагноза.
Но каждый раз Василиса находит в себе силы подняться и идти дальше. Она не становится жертвой обстоятельств, а учится их преодолевать. Когда рушится мир детства, она кардинально меняет свою жизнь и внешность.
Таша Муляр показывает, что настоящая сила не в отсутствии слабостей, а в способности с ними справиться. Василиса плачет, сомневается, отчаивается, но никогда не сдается окончательно. Это история о том, что человек сильнее любых обстоятельств, если сохраняет веру в себя и борется за свое счастье.