Интервью со знаменитой писательницей
Начиная с 90-х детективы Александры Марининой стали своеобразным феноменом: их ценность признают и те, кто привык к сложным интеллектуальным произведениям, и поклонники «легкой» литературы. А главная героиня ее книг — Настя Каменская — для многих оказалась и примером для подражания, и подружкой, за жизнью которой интересно следить. Сейчас Александра Маринина (Марина Алексеева) работает над новой книгой о Каменской. Мы поговорили с писательницей и узнали об особенностях нового романа, ее отношении к экранизациям и творческой лаборатории.
Марина Анатольевна, расскажите, каким будет ваш новый роман? Будет ли эта история как-то связана с предыдущим двухтомником «Другая правда»?
Новый роман с «Другой правдой» никак не связан, хотя это детектив с Каменской. Но совершенно самостоятельный, отдельный. Действие происходит в 2019 году в Москве и частично в одном из областных центров Нижнего Поволжья. Поскольку Анастасия Каменская уже давно не на службе, в книге будет совсем немного современной полиции, хотя она, конечно же, присутствует. И убийства есть, хотя изначально по сюжету ничто, как говорится, не предвещало...
Вы уже отправляли Каменскую на пенсию, но все равно возвращаетесь к ее образу и «поручаете» ей дела, теперь уже в частном сыске. Можно ли сказать, что она для вас как Шерлок Холмс для Конан Дойла? История о том, что автор никак не мог ни убить, ни отправить на заслуженный отдых своего персонажа, широко известна.
Ну зачем же так? Убивать вообще глупо: если не хочется больше писать про персонажа, то и не пиши, никто ж не неволит. Я не кровожадная. С пенсией то же самое. Каменская и так на пенсии, она вышла в отставку в 50 лет, как и предписано «Положением о прохождении службы». Но 50 лет — это еще далеко не тот возраст, когда интересно сесть в уголке, сложить ручки и ничего не делать, поэтому Настя продолжает где-то как-то работать приблизительно по своей специальности. Если мне хочется написать историю про нее — у меня есть такая возможность, если не хочется — я пишу либо детектив с другими героями, либо вообще не детектив, а что в голову придет.
Читатели следят за жизнью Насти Каменской почти три десятка лет. Можете ли вы выделить одну или несколько глобальных перемен в ее характере и рассказать, в чем она осталась неизменной? Ведь у каждого есть свой стержень.
На сегодняшний день Анастасия Каменская живет в моей голове 28 лет, и за эти годы она, конечно же, изменилась, как меняется любой живой человек. Она стала намного старше, спокойнее, мудрее, перестала панически бояться совершить ошибку и показаться кому-то глупой и профессионально несостоятельной, потому что поняла, наконец, что ошибаться не стыдно и ошибаются все. Пока что неизменным остались ее настойчивость «не успокоюсь, пока не пойму» и безусловная верность и преданность мужу. Все прочие качества так или иначе подверглись изменениям и корректировке, все-таки 28 лет — срок солидный.
Сериал о Каменской в свое время был очень популярен, готовы ли вы увидеть на экранах историю из новой книги?
Если новая история кого-то заинтересует, я буду рада обсудить вопрос. К сожалению, в момент юридической уступки прав никогда не бывает сценария, поэтому совершенно невозможно предугадать, что в итоге получится из экранизации того, что ты написал. Очень многое зависит от режиссера, но его кандидатура в момент переговоров может быть только предположительной, а потом окажется, что он не захотел участвовать в проекте, или он занят и не может, или продюсеры хотят кого-то другого. Так что уступка прав на экранизацию — это ситуация кота в мешке. Кстати, в новой книге, которую я сейчас пишу, речь идет как раз о романе и его экранизации.
Когда-то в интервью нашему сайту вы рассказывали о своем распорядке дня. Можно ли узнать о творческой лаборатории? Вы пишете одну книгу от начала и до конца или параллельно появляются черновики к будущим романам?
Я никогда не работаю над двумя книгами одновременно. Голова у меня одна, и она полностью погружается в ту работу, которую я делаю. Как правило, пока книга не дописана, я даже приблизительно не представляю, о чем и в каком жанре будет следующая: это зависит от того, что мне захочется, а разве женщина может заранее знать, чего она захочет через неделю или через месяц? Мы — существа капризные и переменчивые.
Распорядка у меня два: один для Москвы, другой для Германии. Они разные просто потому, что мне для нормальной работы и жизни необходимо много ходить. В Германии я гуляю по парку с завтрака до обеда, а в Москве мне гулять негде, я живу в задымленном и густо застроенном Центральном округе, поэтому хожу по беговой дорожке с раннего утра и до завтрака. Соответственно, смещается и время, отведенное для работы. Но в обоих вариантах вечером я уже никуда не гожусь, у меня мозги типичного «жаворонка», работают в первой половине дня.
Вы зарекомендовали себя не только как автор детективов. Читатели помнят ваш необычный и яркий «Горький квест». Стоит ли нам ожидать в ближайшее время других романов, не относящихся к детективному жанру?
Честно говоря, не могу ответить на этот вопрос, ибо не знаю. Пока что я могу думать только о том, что сейчас пишу. Очень хочется успеть закончить ко дню рождения, как это получалось у меня в последние годы, чтобы с легкой душой съесть запретный кусок торта и не угрызаться мыслями о том, что вот сижу, пью кофе, а время идет, а книга не дописана... Угрызения очень портят праздник. Вот я допишу, потом на несколько дней возьму паузу, чтобы отстроиться, потом начну править и редактировать текст, отправлю его в издательство, буду ждать замечания редактора, потом буду их устранять, и только потом начну прислушиваться к себе: а что мне хотелось бы делать дальше? Иногда процесс «прислушивания» длится несколько месяцев. Так что ответить на ваш вопрос я смогу, скорее всего, ближе к Новому году.