Лауреат премии «НОС» о своей книге, псевдониме и средневековых демонах
Итоги премии «Новая словесность» («НОС») удивили всю читающую публику. Неизвестный ранее писатель Борис Лего обошел именитых авторов, среди которых Евгений Водолазкин и Кирилл Кобрин. Его сборник «Сумеречные рассказы» стал джокером в руках членов жюри (метафора журналиста Сергея Николаевича), и действительно оказался самым необычным в шорт-листе «НОСа».
Мистификация с Лего очень скоро раскрылась — под этим именем выступил писатель и издатель Олег Зоберн, автор почти двух десятков рассказов и повестей. Однако его новая книга не похожа ни на одно из прежних произведений.
Мы поговорили с автором о новом сборнике, псевдониме и средневековых демонах, которые перебрались в Москву.
В интервью радио «Свобода» вы называете себя глубоко верующим человеком, закончили школу при Издательском отделе Московской Патриархии, при этом пишите книгу о демонах и сатанизме. Как это в вас уживается? И как ваши учителя и духовник (если есть), к этому отнеслись?
А как в Евангелии соседствуют слова Бог и Сатана? Контекст тут не критически важен, дело в том, что эти слова живут сами по себе, в какое бы высказывание мы их не поместили. Есть понятие негативной магии языка, например, мы говорим: «страшная болезнь» — и все, это уже циркулирует в вашем сознании, вызывая определенные процессы в мозге и всем организме (степень влияния зависит от впечатлительности). Поэтому, если хочешь бояться, бойся любых религиозных книг. Да, духовник у меня есть, и он благословил меня написать эту книгу.
Демоны вашей книги обитают, в основном на окраинах Москвы, в Подмосковье или других городах, главное — не в центре столицы. Неужели в центре все благостно и спокойно?
Поскольку демоны в этой книге канонически визуализированы, они могут появляться там, где находится каждый ее экземпляр (проданный, подаренный, украденный). Соответственно, если хотите отправить их в центр, нужно поместить книгу в конверт, написать на нем «Москва, Кремль, верховному главнокомандующему», и я вас уверяю — через несколько дней, пройдя две-три сортировочные станции Почты России, книга, вместе со всей коллегией демонов, окажется на столе перед светлыми очами того, кто почти не спит, думая, как позаботиться о нас, грешных.
Вы говорите о том, что вам посчастливилось собирать материал и в Париже, и в Москве. Долго ли шла подготовительная работа над книгой?
Около года.
Почему вы решили публиковаться под псевдонимом?
Борис Лего — это оболочка, труп, который подвергается нападкам и принимает удары.
К каким источникам вы обращались, работая над этой книгой?
Пришлось работать в Библиотеке Арсенала в Париже, в библиотеке Лейденского университете, в архивах Москвы. Эта книга — продолжение традиции Агриппы Неттесгейма, Иоганна Вейера, Коллена де Планси и многих других замечательных исследователей. А плотью для традиции стала наша российская реальность.
Реакция на вашу победу в премии «НОС» была неоднозначной. Что вы можете ответить критикам, которые обвиняют книгу в «чернухе»?
Возможно, кого-то все же развлечет этот скромный труд, посвященный одному из символов борьбы за свободу — Люциферу и его сподвижникам.
Но для того, чтобы читатель прошел этот путь в книге, книга должна попасть к нему в руки. Как вы считаете, премия «НОС» способна сделать ее популярной?
На все воля Всевышнего, и я не думаю, что стоит досаждать ему такими смешными вещами, как пиар книжки и попытка продать ее большим тиражом.
Вы опубликовали несколько своих произведений за рубежом. Чем отличается книгоиздание в России от зарубежного?
Очевидно, тиражами. Россия — большой рынок сбыта всего: машин, иллюзий, книг.
Можете ли вы описать своего идеального читателя?
Я пока еще не видел ни одного живого читателя.