Режиссер «Гофманиады» Станислав Соколов: «Мне говорили, что для экранизации у Гофмана подходит только ″Щелкунчик″»

Интервью с автором самой масштабной экранизации произведений немецкого сказочника

25 января, 2017

История съемок «Гофманиады», полнометражного кукольного мультфильма, напоминает настоящую историю взросления: проект пережил детство и юность, и теперь его создатели и будущие зрители надеются, что фильм все-таки войдет в стадию зрелости и будет закончен. Работа над ним длится уже более десяти лет, и за это время его авторам пришлось преодолеть столько трудностей, сколько создателям коммерческого кино даже и не снилось.

О том, как создавался этот уникальный кукольный мультфильм и когда закончится съемочный процесс, редактор eksmo.ru Раиса Ханукаева поговорила с режиссером Станиславом Соколовым.

 

Станислав Михайлович, сначала важный уточняющий вопрос: когда все-таки началась работа над «Гофманиадой»? В разных источниках приводятся разные даты.

В 2001 году состоялась наша встреча с замечательным художником Михаилом Шемякиным, мы договорились о том, что он будет участвовать в проекте. Михаил с удовольствием согласился. Творческая работа началась в 2001 году, хотя до 2003-го я снимал еще и другие мультфильмы.

Сам съемочный процесс начался позже и потом разделился на несколько этапов. Сначала мы сняли 20-минутный фильм-пилот. В те времена министром культуры был Михаил Швыдкой, он сказал, что студии сейчас трудно сделать большой полнометражный фильм и надо разделить сценарий на части и снимать фильм постепенно.

Мы с Виктором Славкиным переписали сценарий. Потом была пауза, после которой был запущен первый фильм. В 2010 году вышла «Гофманиада. Часть первая. Вероника»: получасовая картина, которая и стала началом полнометражного фильма. Потом прошло еще несколько лет, во время которых было много пауз. Происходило это из-за изменений на самой студии. Забегая вперед, скажу, что за время работы над фильмом на «Союзмультфильме» сменилось семь директоров! Каждая смена руководства обозначала остановку съемок, поэтому работа шла скачками.

Тем не менее, вторая часть была запущена в 2011 году. Потом, правда, съемки остановились. В это время прошла знаменитая встреча Владимира Путина с нашими ветеранами, после которой, с одной стороны, анимация получила некоторую поддержку, с другой, была закрыта такая организация как ОГК (Объединенная государственная киноколлекция), которая нас запустила в производство со второй и третьей частью.

Далее нас поддержал Фонд кино, и оба эпизода были закончены в конце пятнадцатого — начале шестнадцатого года. Но полнометражного фильма пока нет. Потому что нужен сложный перемонтаж. Сведение разных форматов в один. Первая часть, например, снималась в формате 3×4, вторая — 16×9. Нужны спецэффекты, перезапись звука.

Сейчас работа над фильмом продолжается, но официально она опять приостановлена, потому что денег на картину нет. И все мы работаем на общественных началах, а это может длиться бесконечно. Я иногда показываю первую и вторую части этого фильма, они подходят только для демонстрации в киноклубах, но ни в коем случае не для большого экрана, на который мы все-таки надеемся.

А как же помощь от Фонда кино?

Фонд кино принял вторую и третью части, объединенные в один фильм «Гофман и тайна часовщика», охарактеризовал их как высокохудожественное и социально-значимое произведение, которое требует поддержки. Однако там же нам сказали, что они занимаются коммерческим кино, а наше — для интеллектуальной публики, и переадресовали нас в Министерство культуры.

Но какое-то движение все-таки есть. Анимационные съемки завершены. Параллельно с «Гофманиадой» несколько лет снимался фильм о фильме. Его сделал американский режиссер Кевин Мак Нир. У него получилась 25-минутная документальная история о том, как создавалась «Гофманиада». В ней есть и рассказ о проблемных моментах: взаимоотношениях внутри студии, конфликте режиссера и художника.

К тому же сейчас открыты несколько выставок, посвященных нашей картине: в Москве, Серпухове и Дрездене, последняя приурочена к 240-летию со дня рождения Гофмана.

Я хотела задать этот вопрос позже, но раз уж вы сами затронули эту тему: расскажите о ситуации с Шемякиным, почему он решил убрать свое имя из титров?

Когда Михаил заявил, что он отказывается от авторства в этом фильме, поскольку не все его устраивает, он вовсе не убрал свое имя из проекта. Он готов признать себя автором основных персонажей и одной декорации — канцелярии.

На самом деле, это не конфликт с режиссером, это конфликт Михаила с киностудией, которая не дала ему того, что обещала. Никакого столкновения по поводу стилистики или художественных качеств фильма не было. Михаил Шемякин не единственный художник, который работал над фильмом, есть еще два художника-постановщика: Елена Ливанова и ее сын, недавний выпускник ВГИКа — Николай Ливанов. Я предполагал, что в титрах Михаил будет записан как главный художник, а с ним еще два художника-постановщика. И это нормально для такого большого проекта. Для фильма мы использовали стилистику, проработанную Шемякиным, решение было ясным, и мы следовали ему до конца. В титрах будет записано все, что сделал Михаил Шемякин. И это будет справедливо.

Много лет назад фильм по произведениям Гофмана хотел снять Андрей Тарковский, от проекта остался сценарий — «Гофманиана». Ориентировались ли вы на этот текст?

Связи со сценарием Тарковского у нас нет. Понятно, что Гофман — выдающийся писатель и, думаю, многие хотели бы снять что-нибудь по его сказкам.

Лет тридцать назад, когда я подавал заявку на экранизации «Золотого горшка» и «Песочного человека», я получил отказ. Мне сказали, что у Гофмана для экранизации подходит только «Щелкунчик», а все остальное — не нужно советскому зрителю, так как это страшные мистические истории. Не исключено, что по той же причине не был снят и фильм Тарковского. Что касается пересечений, то прямых, конечно, нет, это два разных проекта. Но и Тарковский, и мы со Славкиным использовали дневники самого Гофмана, когда прописывали ряд эпизодов. У нас есть и общая сцена: Гофман влюбляется в свою ученицу Юлию Марк (в фильме это Вероника), и его изгоняют из дома девушки, потому что он позволил себе посмеяться над ее женихом. В остальном наши сценарии расходятся, но, естественно, в свое время я читал сценарий Тарковского.

А много ли изменений вы внесли в сценарий во время съемок?

Некоторые сцены пришлось удалить из-за того, что все не поместилось бы в один фильм. К тому же, из-за разделения фильма на три части нам неоднократно пришлось переписывать сценарный текст: что-то из него выпало, что-то потом вернулось.

О грустном: когда зрители все-таки увидят фильм?

Этого никто не знает. Я рассказывал вам о доработках, которые нужно внести в проект. Денег нет, специалисты по компьютерной графике работают бесплатно: те, кто не занят на других фильмах, нам иногда помогают.

Почему зрителю все-таки стоит ждать этот мультфильм?

Мы старались сделать фильм актуальным, современным, иногда он получался таким независимо от нашего желания. Вот, например, наш герой влюбляется в куклу. Она действительно получилась очень привлекательной, но это же кукла! А сейчас я все чаще встречаю в прессе истории любви к искусственным девушкам, на которых некоторые японцы, например, даже хотят жениться, оставить кукле наследство и тому подобное.

Или другой эпизод, шествие единорогов, во время которого попугай кричит: «Нашествие кровожадных мавров на несчастных жителей Бамберга!». Ироничная сцена, которую мы сняли несколько лет назад, почти полностью совпала с современной ситуацией. Я был в Дрездене, когда там шли демонстрации против беженцев. Я видел НОВЫЕ пустые бараки, в которые собирались заселить людей, иммигрировавших в Германию. Там никто не живет, потому что местные жители в итоге никого не пустили. Вот вам и нашествие «кровожадных мавров» на Европу.

Очень важной темой стала «двойная жизнь» Гофмана. Он ведь днем работал юристом в канцелярии. А ночью убегал от повседневности в свои фантазии, которые потом превращались в сказки. Писал в холодной мансарде музыку и картины.

Современный человек очень часто живет такой же двойной жизнью. Неудовлетворенный реальностью, он все-таки может и должен реализовать свой талант. Думаю, фильм будет привлекателен и мотивом превращения автора в своих героев, с которыми происходят невероятные истории.

Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 2615  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 2605  книг
Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам