Роман Анастасии Гор, в котором мистический триллер объединяется с трагикомедией
Город Самайнтаун, где чудесным образом круглый год царит осень, давно стал центром притяжения туристов. Они едут сюда не только за уютом и меланхолией октября, горячим кофе и тыквенными пирогами. В Самайнтауне, который стал убежищем для нечисти всех мастей, можно своими глазами увидеть вампиров, колдунов, мелюзин, оборотней и других созданий.
Хранителем города многие годы остается Джек с тыквой вместо головы. Он способен на внутреннем уровне чувствовать, когда с кем-то из местных происходит что-то плохое. Но за месяц до очередного Самайна чутье подводит Джека, и ему не удается предотвратить и даже почувствовать жестокую расправу с местным пекарем. Вскоре за одним убийством следует второе, а в Самайнтауне объявляется человек с жуткой улыбкой, настроенный принести сюда лето.
Это завязка нового одиночного романа Анастасии Гор, в котором интриги, тайны и кровавые убийства соседствуют с уютной атмосферой, а черный юмор — с драмой и надрывом. «Самайнтаун» — в прямом и переносном смысле большая книга. В этом увесистом томе более 700 страниц, а читать его можно и как мистический триллер с элементами хоррора, и как приправленную жизненным юмором прозу о личных драмах, побеге от себя и принятии прошлого.
Чего еще ждать от одной из главных премьер осени, рассказываем в нашем материале.
Если вы считаете осень самым комфортным и атмосферным временем года, то книга Анастасии Гор создана для вас. Остальных же Самайнтаун и его обитатели способны примирить с «унылой порой». Ведь город вобрал в себя лучшее, что есть в осени: прозрачный воздух, легкий запах сырости, вездесущие тыквы и яблоки.
«Сменяются дни в календаре, смерть сменяет жизнь — но не меняются красно- желтые листья на деревьях, жухлая трава и мокрая земля, где растут лишь ядовитые цветы, а урожай всегда один и тот же. Рассветы здесь — непременно марево тумана, закаты — кровавые пожары».
«Самайнтаун»
Город во многом живет за счет туризма, так что местные жители холят и лелеют его уникальность, дополняя городской ландшафт уютными лавочками, кофейнями и ресторанами. А по ночам гостей и местных жителей манит неоновыми огнями более современная Темная часть города. Вопреки представлениям об «унылой поре» осень в книге полна энергии и жизни. Есть шанс, что это чувство будет заразным и придаст бодрости в то время года, когда по традиции хочется лежать и не шевелиться.
Главный герой романа — безголовый Джек — старается позаботиться обо всех жителях города. Но есть те, кто ему особенно дорог, несмотря на все свои особенности. Это Лора, Тита и Франц, живущие с ним под одной крышей.
Лорелея Андерсен — бывшая русалка, которой, несмотря на страшную сделку с ведьмой, так и не удалось полностью стать человеком. Из-за неподвижных ног Лора передвигается на инвалидном кресле, а всю свою боль и обиду на мир она умело выплескивает колкими и грубыми замечаниями. Больше всех достается вампиру Францу, который в качестве сиделки приставлен к Лоре. При этом девушка — профессионал в градостроительстве, и своими проектами она помогает сделать Самайнтаун более комфортным и приспособленным для современной жизни.
Эмпатичный и рефлексирующий вампир Франц, вынужденный опекать Лору, познакомился с Джеком после своего очередного неудачного самоубийства. Что бы он ни делал — резал себя, прыгал с большой высоты, стрелялся, он все равно приходит в себя. Не помогает даже осиновый кол в сердце. Плюс ко всему Франц не переносит вида крови, которую время от времени вынужден пить.
Титания — королева фей Неблагого двора, давным-давно покинувшая родной край. Природа Титы такова, что она без труда привлекает мужчин, но в порыве страсти теряет контроль и съедает возлюбленных. Поскольку каждая попытка завести отношения заканчивается убийством, она обречена на одиночество.
Джек опекает этих троих, как заботливый родитель, и только в их обществе позволяет себе слабину. Хотя все равно старательно держит лицо оптимистичного и уверенного в себе хозяина города. И все же именно Франц, Лора и Тита, в отличие от других жителей города, видят одновременно и величие, и уязвимость Джека.
«Первым я придумала Джека, увидела чью-то черно-белую зарисовку в интернете с парнем в рубашке с рюшами и тыквенной головой. Следом на ум пришла Лора, тоже в результате такого же арта (там была опубликована серия из них). Ее история началась с образа плачущей русалки, лежащей в белой керамической ванне в собственной крови. Образ Титании просто показался забавным, люблю типаж „женщина, убивающая мужчин“, а Франц родился из карикатурного видения вампира-суицидника», — рассказывает Анастасия Гор.
Уже в первых главах книги начинает назревать остросюжетная интрига. Титания, которая отправилась на свидание с приезжим мужчиной Артуром, не может сдержаться и убивает его в подворотне. Джек приводит ее в чувство, вместе с друзьями избавляется от трупа, а когда возвращается замести остальные следы, видит, что место преступления идеально вычищено. Тем временем в городе происходит еще одно убийство, на этот раз местного пекаря, на улицах появляются мутные личности, медиумы из Лавандового дома, где любой может пообщаться с духами умерших, ведут себя подозрительно, а в городской оранжерее расцветают фиолетовые клематисы.
В Самайнтауне все так привыкли к осеннему золоту и багрянцу, что появление зелени воспринимается как недобрый сигнал: впервые за много лет в городе что-то пошло не так. Тревога нарастает с каждой страницей, особенно когда наводить справки о Джеке начинает пришлый человек с жутковатой улыбкой, который представляется Ламмасом.
Чем дальше, тем стремительнее будут развиваться события. У каждого из героев свои скелеты в шкафу, так что сюрпризов и поворотов сюжета будет достаточно, чтобы прочесть книгу запоем. Но вместе с тем дух Самайнтауна и его колоритные жители таковы, что в их компании хочется задержаться подольше. Так что вас точно будет ждать непростая дилемма.
«Самайнтаун» — шкатулка с сокровищами для тех, кто любит в книгах отсылки к классике и поп-культуре. Некоторые из них на поверхности, как имя русалки Лорелеи Андерсен. Другие оценят знатоки. Например, имя и фамилия вампира Франца позаимствованы у немецкого инженера Вильгельма Франца Эфа, который разработал проект по укреплению и облесению Куршской косы. Кстати, именно Калининград стал прообразом города вечной осени.
«„Самайнтаун“ был во многом вдохновлен Калининградом. А именно его архитектурой, которая позаимствована мной преимущественно у района Амалиенау, знаменитого своими особняками и виллами. В Амалиенау даже есть особняк, который я взяла за прототип одновременно и спиритического дома Самайнтауна, и дома главных героев. Мои читатели, кто из Калининграда или был там проездом, устроили мини-флешмоб и фотографируются с ним!
Также старые дома в Калининграде тоже сделаны из красного клинкерного кирпича. В книге можно найти отсылки и к парку Луизенваль, который является частично кладбищем: там есть плиты с надписями, которые я превратила в медные указатели и „развесила“ по Старому кладбищу Самайнтауна», — рассказывает Анастасия Гор.
Вампир, подобно нечисти из аниме «Токийский гуль», не переносит на дух обычную еду и заглушает жажду крови с помощью кофе. Получившие же человеческую личину духи времен года заставляют вспомнить «Американских богов» Нила Геймана.
Но еще больше роман, как и бывает с хорошей литературой, богат смыслами. Самайнтаун — самое уютное место на земле или метафора ностальгии по тому, что не вернуть? Неслучайно события разворачиваются в самом конце 1990-х — времени, которое у многих ассоциируется со свободой и беспечностью. Можно рассматривать героев как компанию фриков, а можно разглядеть в жизнерадостном хозяине города гиперопекающего тревожника, уставшего терять близких, а в большеглазой королеве фейри — простую женщину, которой не везет в любви. Одним словом, «Самайнтаун» каждый читатель видит по-своему.
Еще в трилогии «Ковен озера Шамплейн» Анастасия Гор покорила читателей не только захватывающим сюжетом и колоритными героями, но и яблочными пирогами. В новой книге она продолжает традицию, так что после того, как вы закроете «Самайнтаун», наверняка захотите кулинарную книгу по его мотивам. На улицах города туристам продают сосиски с соусом карри, слоеные рогалики и кукурузные початки в домашнем майонезе с тертым пармезаном. В знаменитом кафе «Тыква» можно отведать десятки блюд, приправленные этой королевой осени, в том числе мисо-суп с тыквой. Но главные кулинарные шедевры творит Джек на просторной кухне своего дома. Когда вокруг начинает твориться что-то неладное, он направляет энергию, вызванную тревогой, в готовку.
«Он двигался до того быстро, что над плитой раскачивались связки душистых трав, как от ветра. Джек выдергивал из них по стебельку — лаврушка, базилик, укроп — и бросал в кипящую кастрюлю, источающую благоухающий аромат сырной похлебки. От приоткрытой духовки веяло жаром, жженым сахаром и вишней, а от заварочного чайника на тумбе — свежестью мятных листьев и чабрецом».
«Самайнтаун»
Но самое главное, что все эти приятности в виде отсылок, вкусной еды и атмосферного города сопровождают по-киношному динамичный и захватывающий сюжет. Так что если вы искали книгу с душой, способную одновременно пощекотать нервы, немного испугать и утешить, то вот она.