Как к 36 годам годам объездить полмира, выпустить несколько книг и стать автором бестселлеров? Мы поговорили об этом с автором нон-фикшн хита «Путешествие хирурга по телу человека»
Гэвин Фрэнсис — путешественник, врач и превосходный рассказчик. В своей книге он суммирует опыт работы с пациентами разных стран и культур.
В Москве вы первым делом посетили музей-квартиру Михаила Булгакова. Почему именно это место?
Он был врачом, он знал людей и писал о них. И при этом в его книгах много хорошего юмора. Иногда тяжело читать врачей, потому что они в своей практике сталкиваются с проблемами жизни и смерти, человеческими трагедиями. И пишут они об этом драматично. А Булгакову удается писать легко. И «Мастер и Маргарита» — это пример того, на что способно наше воображение. Он взял персонажей, которые могут сделать что угодно — отправить в Ялту, превратить деньги в бумажки — и позволил своему воображению и героям творить удивительные вещи. Булгаков перемещает своих читателей в мир, где возможно все. Это удивительно!
Вы много путешествуете и при этом не бросаете свою практику. Многим врачам с трудом удается совмещать работу, личную жизнь и хобби. Как же вам удалось найти этот баланс?
Я родился в маленькой деревне в шотландской провинции. Сколько себя помню, изучал мир по атласам или с вершины холмов. Я хотел быть географом и составлять карты. И всегда мечтал путешествовать. А потом влюбился в медицину. Я понял, что культуры могут быть разными, но люди, их тела везде устроены более-менее одинаково. И везде рады врачам. Особенно, если ты не просишь за свою работу денег!
В 25 лет я закончил медицинскую школу, после чего был год интернатуры, и тогда же начал путешествовать. Я работал по полгода в Шотландии, потом полгода разъезжал по миру. Сначала я побывал в Арктике, в Исландии и Гренландии, затем в Латинской Америке, но не как врач, а как простой турист.
А вот в Антарктиду я поехал на оплачиваемую работу. Я был врачом на научной станции. Ученые на ней изучали озоновые дыры, загрязненность воздуха и многие другие важные вещи. Располагалась она очень далеко, и всего два раза в год можно было выбраться оттуда на большую землю, собственно, именно поэтому и нужен был врач. На всякий случай. До этого приходилось совмещать работу и учебу, я постоянно был занят. А тут всего 14 пациентов, и все здоровы! В первый раз в жизни появилось свободное время. Так я и начал писать книги. Всего я провел на станции 15 месяцев.
Часто удавалось найти оплачиваемую работу в ваших путешествиях по миру?
Чаще работал в благотворительных организациях бесплатно. Я копил деньги, работая в Великобритании, и на эти средства жил во время своих поездок по Африке или Индии.
Если тебе действительно что-то хочется, ради этого ты будешь экономить.
Работу всегда можно было найти. Например, я путешествовал со своей женой по Индии, и мы остановились рядом с небольшой больницей в Гималаях, чтобы пополнить нашу дорожную аптечку. Там я разговорился с фармацевтом, и он сказал, что работал два года назад с одним врачом из Шотландии. По описанию я понял, что знаком с этим человеком. «Откуда?» — спросил он меня. Я и сказал, что тоже врач. «Может, тебе тогда нужна работа?» Меня пригласили, и я остался там еще на три месяца. Кстати, в Австралии довольно легко найти оплачиваемую работу по той или иной медицинской специальности! Но там я не работал вообще.
Почему вы выбирали в основном страны Азии и Африки?
У нас есть устоявшаяся традиция в Британии: врачи приезжают работать по волонтерским программам в Восточную Африку: в Конго, в Танзанию, в Гамбию. Я участвовал в такой волонтерской программе, потому что хотел изучить работу медика в условиях тропиков и вообще быть полезным местным людям. Конечно же, это из-за исторически сложившейся ситуации. Будь я французом, наверняка отправился бы в Сенегал. А британцы в основном едут в Кению.
Вы путешествовали один?
Я много колесил по свету один до женитьбы, а потом уже вместе с супругой. Мы встречались, затем я уехал в Антарктиду на 15 месяцев, а она в Ливан. Она арабистка, поэтому работала в Ливане и Сирии. Когда мы вернулись из наших поездок, то поженились и отправились в кругосветное путешествие на мотоцикле через Европу и Азию до Новой Зеландии.
Да, сумасшедший маршрут: Италия (моя жена итальянка), Греция, Турция, Сирия, Ливан, Иордания, потом перелет в Пакистан, оттуда в Индию, Китай, Малайзию, Индонезию, Австралию и Новую Зеландию.
Как хорошо, что она отправляется с вами в такие поездки!
А иногда я отправляюсь с ней. Она увлекла меня в поездку по Сирии, а я привез ее в Арктику.
Какую страну вы бы посоветовали для долгой поездки?
Если у вас есть полгода на путешествие, я бы порекомендовал отправиться в Индию. Она такая разная, можно найти все в пределах одной страны: горы, пляжи, леса, города, снега. Я очень люблю ее. И еще Турция, особенно Стамбул. Там живет 20 миллионов людей, это же просто потрясающе! А вообще не могу выбрать. Хочу еще раз прилететь в Россию, посетить Санкт-Петербург и Владивосток.
Как ваши поездки отразились на карьере?
Я люблю путешествовать и мне нравится медицина. И я совмещаю эти две вещи. Если повезет, я проживу 70-75 лет, и я хочу увидеть за это время как можно больше. Карьера для меня не так важна. Поэтому я очень рад, что моя работа помогает мне колесить по свету и встречать самых разных людей. Мне это важнее, чем сидеть на одном месте. Я не думаю о карьере или серьезных научных исследованиях в той или иной узкой области, я переполнен своим энтузиазмом и вполне счастлив. Обожаю слово «энтузиазм», оно и про энергию, и про страсть.
Если вы поймете, что вам нужно, вам будет легче понять, как посвятить этому жизнь.
А в какой стране была самая необычная практика?
Наверное, в Индии, в той самой больнице в Гималаях. Они работают с пациентами из Тибета. У них своя собственная традиционная медицина. Они считают, что тело человека пересекают потоки энергии, и ты можешь перенаправить ее с помощью, например, нажимания на определенные точки.
А вы верите, что от энергии зависит наше самочувствие?
Знаете, да! Тут вот какое дело. Если вы придете к немецкому врачу и пожалуетесь на плохое самочувствие и усталость, он скажет: вам надо сменить диету. Английский врач скажет, что вы подхватили вирус. А в Индии тебе скажут, что это из-за проблем с энергией. И все эти варианты по-своему верны. В зависимости от того, что болит, в Индии выбирают к кому идти. Если сбила машина — конечно же, люди вызывают «скорую». А если проблемы с эмоциональным состоянием, плохим настроением, обращаются к нетрадиционной медицине. И иногда она оказывается куда эффективнее.
Меня всегда удивляло, как по-разному люди переживают происходящие с ними события. Иногда бывают случаи, когда они как бы возвращаются с того света: сердце у пациента отказало, но его удалось откачать. Кто-то радуется, что судьба дала им второй шанс. И каждый новый день для таких счастливчиков — это праздник. Но некоторые после аналогичного опыта становятся крайне осторожными. Они на себе почувствовали, как хрупка человеческая жизнь, ведь сами чуть не погибли. И их жизнь наполняется страхом, такие люди начинают боятся выйти даже за порог собственного дома. И я пытаюсь понять каждый раз, почему один и тот же опыт одних людей делает счастливыми, а других — навеки несчастными. И пытаюсь помочь.