31 августа, 2016

Мариэтта Чудакова: «С подрастающим поколением – все в порядке. Дело в нас, а не в них»

Известный литературовед, публицист и общественный деятель о подготовке учителей, современных школьниках и о том, кого из современных авторов стоит прочесть в обязательном порядке

Мариэтта Чудакова — профессор Литературного института, член Европейской Академии, доктор филологических наук, председатель Всероссийского булгаковского фонда. Она автор таких литературоведческих работ, как «Мастерство Юрия Олеши», «Поэтика Михаила Зощенко» и «Жизнеописание Михаила Булгакова». Также она написала ряд книг для детей и подростков ( «Дела и ужасы Жени Осинкиной», «Егор»).

Мы поговорили с ней о современной российской литературе, школе и молодежи.

Вы ездите по всей стране и выступаете в библиотеках с лекциями, устраиваете интеллектуальные викторины для детей и подростков. Не могли бы поделиться Вашими впечатлениями о подрастающем поколении?

С подрастающим поколением — все в порядке. Дело в нас, а не в них. Когда мы не отравляем их сознание нынешней «философией», усвоенной многими родителями («Берет — и ты бы на его месте брал!», «Сталин убивал кого надо!..», «Американцы и украинцы — наши враги!» и т. п.), — они сохраняют чистый и ясный взгляд на вещи. Тянутся к знаниям — и отталкиваются (до поры до времени!) от лжи.

Сильны ли различия в подготовке школьников по регионам?

Помню очень хорошее впечатление от школ в Гатчине. В викторине по русской литературе худшие результаты были в одном московском педагогическом колледже — ни одна из 19-ти девиц не смогла назвать имя Капитанской дочки... В викторине по русскому языку лучшие по России результаты — у школьников селений Хив и Хучни в Южном Дагестане. Подтвердилась моя давняя гипотеза: ко второму родному языку люди более внимательны, чем к первому, который достается нам даром, из уст матери...

Как, на Ваш взгляд, нужно организовывать преподавание литературы в школе?

У меня есть небольшая книжка, адресованная непосредственно коллегам — словесникам (я в школе преподавала): «Литература в школе: читаем или проходим?» (2013) — как вдоль забора. Я напоминаю в ней рецепт, данный одним из лучших российских филологов ХХ века, Б. М. Эйхенбаумом, еще в 1915 году!.. Столетие минуло, а мы по лености своей никак ему не последуем: из 45 минут урока 30 минут — читать классику вслух!!

Какие книги Вы бы посоветовали почитать российским подросткам? 

У меня выходили три книжки подряд на эту тему: «Не для взрослых. Время читать!» — Полка первая, вторая и третья (2009 — 2011). Потом издательство «Время» объединило их в один том. Там около восьмидесяти книжек золотой полки мировой литературы — те, что надо непременно успеть прочитать до 16-ти лет — от Марка Твена и Дефо до Льва Толстого («Кавказский пленник»), Бориса Житкова, Юрия Олеши («Три толстяка»)... А в конце этой книги Маша Чудакова, выпускница романо-германского отделения филфака МГУ, по нашему общему с ней решению, коротко и внятно рассказала о тех, кого можно читать в любом возрасте, но очень стоит начать читать именно в школе — Мопассан, Флобер, Джек Лондон...

Мой совет — прочитать до конца школы все книги, которые я там упоминаю.

Каких современных российских писателей Вы хотели бы особо отметить?

У нас в России сегодня — очень хорошая проза и потрясающая поэзия. Такого взлета русской поэзии не было давно — десятки первоклассных поэтов, среди них, увы, и рано ушедших, как Борис Рыжий и Денис Новиков...

Рекомендую первоклассных русских прозаиков — Нобелевского лауреата Светлану Алексиевич (я читала, конечно, все ее замечательные книги, но начните с последней — «Время сэконд хэнд»), Пелевина (любые его книги), Андрея Дмитриева («Крестьянин и тинэйджер» и другие), Майю Кучерскую — любимая моя книга «Современный патерик» (в очень внятном предисловии Чупринина объяснено название), Сергея Гандлевского — прекрасный поэт, прозаик и эссеист...

Только что прочитала не отрываясь книгу из шорт-листа премии «Большая книга» — Саша Филипенко, «Травля»: беспощадная картина современных нравов.

Точно так, не отрываясь, прочла в последний год два фантастических романа — «Будущее в подарок» и «Своя вселенная», причем не о фантастических странах, а о современной России! — генерального директора едва ли не лучшего российского журнала «Знание — сила», астрофизика по образованию Игоря Харичева. Еще рекомендую роман победительницы «Большой книги-2015» года Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». И четыре книги Георгия Демидова (к трем я писала предисловия). Гениальный (без преувеличения) физик и инженер, отправленный тов. Сталиным на Колыму, после долгих страшных лет каторги стал замечательным прозаиком...

Кого бы из позднесоветских писателей вы бы посоветовали перечитать?

Писала недавно статью о прозе Оттепели — и перечитала с большим удовольствием не только грандиозный роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, но и лучшее, что написал Юрий Бондарев, — роман «Тишина» (1962), и поразительный рассказ Эммануила Казакевича «Приезд отца к сыну в гости». Всем советую.

Недавно была годовщина Путча. Прошло уже четверть века с того знакового события. Выросло целое поколение, для которого Путч — это история. По Вашему мнению, что он значил для современной России?

Август 1991 года (пишу с большой буквы — как писали Октябрь) — важнейшая веха в истории России. Без помощи оккупационных армий (в отличие от Германии и Японии в середине ХХ века) — исключительно внутренними ресурсами, и без Гражданской войны! — мы покончили с самым жестоким и длительным режимом ХХ века. Есть чем гордиться. Путч — поневоле помог. Армия не пошла против своего народа.

С какой эпохой можно сравнить нынешнее время в нашей стране?

Только с Веймарской республикой в Германии 1920-х годов! Бесплодные, но очень опасные мечты о возвращении потерянной советской империи.

И последний вопрос, в 2017-ом году будет годовщина сразу двух Революций, к чему мы пришли за эти сто лет?

В 1917 году мы очень много потеряли. Россия после Великой реформы полвека запрягала — и наконец начала свой потрясающий заезд. Тут Ленин, находившийся в плену ложной идеи о неминуемости мировой революции, вместе с пошедшими за ним большевиками схватил ее под уздцы и свернул с исторического пути — в историческое стойло. Оказалось — на 70 с лишним лет. В 1991 году мы получили потрясающий исторический шанс — начать строить «нормальную», без следов тоталитаризма страну. Многое удалось сделать, но далеко не все. В последние 15 лет заметно пятимся к советскому времени. Но ХХI—й стремительный век возьмет свое. Повернуть Россию назад никому не удастся.


Интервью брал Павел Соколов, главный редактор сайта eksmo.ru.

Читайте также