Рассказываем о книге Ника Завриева
В издательстве «Эксмо» вышла книга «Планетроника». Ее автор — диджей, преподаватель и журналист Ник Завриев — предлагает взглянуть на возникновение и развитие электронной музыки как на череду локальных событий, никак не связанных между собой. И все-таки, как и в любом искусстве, у всех этих открытий и явлений есть кое-что общее: электронная музыка возникла во второй половине XX века, а ее авторы мечтали о переменах.
«Планетроника» — книга не только про музыку, но и про то, чем жила молодежь той эпохи. Ник Завриев собрал в ней истории социальных движений, которые, на первый взгляд, возникли из ничего, но серьезно повлияли на взгляды и вкусы целого поколения музыкантов.
Несколько таких историй мы приводим в нашем материале.
Берлин — одна из столиц электронной музыки. Сегодня он прочно ассоциируется с техно, но здесь возникло и особое направление, получившее название в честь города. Берлиншуле, или «космическая музыка», родилась в конце 60-х, а своего расцвета достигла уже в 70-х. Потом, как и всегда, за подъемом последовал спад, и «космическая музыка» так бы и воспринималась как архивная, если бы не тема к телесериалу Stranger Things («Очень странные дела»), которую в 2016 году записали участники группы SURVIVE Кайл Диксон и Майкл Стайн.
Берлиншуле — явление замечательное, поскольку стало своеобразным символом обновления. Вот что о нем пишет Ник Завриев:
«В культурном смысле послевоенная Германия стремится как бы изобрести себя заново. У молодых немцев, с одной стороны, есть шлягерная музыка (этакий бравурно-позитивный буржуазный поп, что-то вроде советских ВИА), с другой — музыка, импортированная из Штатов и Великобритании: рок-н-ролл, затем хард-рок и так далее. Но ни то, ни другое их не устраивает — одно плохое, а другое чужое. При этом богатейшая немецкая музыкальная традиция прошлого тоже не очень годится в качестве источника для вдохновения, поскольку классическая немецкая культура запятнала себя фашизмом. Цель этих молодых людей — придумать свое, новое и при этом абсолютно немецкое. Разумеется, лучший способ найти новое звучание — использовать новые инструменты».
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» — этот лозунг слышали даже те, кто родился после распада СССР, а истории о том, как пластинки с западной музыкой доставались «из-под полы», давно стали притчей во языцех. И все-таки для некоторых музыкальных направлений были исключения.
«Как оказывается, в СССР дела с электроникой в тот момент [середина 70-х, ред.] тоже обстояли достаточно неплохо. Для этого были свои предпосылки: во-первых, в отличие от рока, электроника никогда не была под запретом. Там как минимум не было текстов, которые нужно было как-то „литовать“ и цензурировать. При этом пластинки музыкантов из ГДР, Венгрии или Югославии вполне можно было купить в советских магазинах (к слову сказать, запасы пластинок с электроникой из стран соцблока оказались такими обширными, что пластинки эти несложно купить и сейчас). К тому же в СССР производились свои синтезаторы. Так что электроника здесь в то время вполне цвела и пахла».
В СССР электронную музыку писали в основном в Прибалтике. Так, пластинки группы «Зодиак» расходились огромными тиражами. Но знали тут и западных исполнителей. Например, трек германо-американского композитора Гершона Кингсли можно услышать в мультфильме «Ну, погоди!»
Если вы думаете, что запрещенная музыка была только в СССР, вы глубоко ошибаетесь. Свои табу существовали и в относительно свободной Великобритании. В середине 80-х по всей стране гремели рейвы, но само рейв-движение было нелегальным, и все причастные к таким ивентам рисковали попасть в полицию. Но преследования и запреты не помешали молодым британцам создать свое направление электронной музыки — брейкбит.
«По легенде, которую мы, естественно, не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, в конце 1980-х в Британии один пьяный диджей поставил хип-хоп-пластинку на 45 оборотов вместо 33. Музыка зазвучала быстро и энергично, так что народ сразу стал танцевать, а ускоренные голоса создали комический эффект, который публика тоже оценила. Как бы то ни было, примерно в 1990 году в Англии стала появляться музыка, построенная как раз на таких вот ускоренных брейках и вокальных сэмплах. При этом брейк не просто сэмплировался и ускорялся, а еще и нарезался на кусочки, чтобы ритмический рисунок получался более сложным и затейливым».
Как пишет Ник Завриев, процесс ускорения шел плавно, и если послушать ранние записи типа пластинок Silver Bullet или Shut Up and Dance 90-х годов, то не всегда будет понятно, брейкбит перед нами или еще хип-хоп. И все-же эволюция направления была налицо. Энергичность ритм-секции в брейках добавляла драм-машина, которая выстукивала не прямой рисунок, как в хаусе, а рваный, где каждый второй удар как бы чуть сдвигался.
Больше интересных историй об электронной музыке и ее развитии вы найдете в книге Ника Завриева «Планетроника», на которую мы дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.