21 октября, 2024

Как делать уроки с ребенком и не сойти с ума

Разбираемся, как мотивировать школьника на учебу, вместе с книгами Никиты Карпова и Анны Быковой

Домашние задания — краеугольный камень учебы в школе. Редкий ребенок выполняет их с энтузиазмом, так что родителям рано или поздно приходится включаться в учебный процесс. Как не испортить отношения с ребенком из-за домашки и вместе с тем не пускать все на самотек? Что делать, если подросток отказывается делать уроки?

Мы изучили две книги на эту тему — «Чертова школа!» Никиты Карпова и «Школьники „ленивой мамы“» Анны Быковой — и готовы поделиться советами из них.

Надо ли делать с ребенком уроки?

Современные родители часто вспоминают свой школьный опыт со словами: «А вот с нами никто не сидел, сами уроки делали». 

-22% Чертова школа! Как перестать мучиться из-за учебы Никита Карпов 552 ₽ 707 ₽ -22% Купить

Но с тех пор многое изменилось, требования к ученикам выросли, и, чтобы в перспективе получить хорошее образование и профессию, приходится много трудиться уже с начальных классов. Нагрузка так велика, а соблазнов отвлечься у детей так много, что в какой-то момент родитель обнаруживает себя сидящим вместе с ребенком над тетрадками и учебниками.

«Одна мама призналась мне на консультации, что уже с утра начинает напрягаться в ожидании вечера. Когда она вернется с работы, а там ребенок, который не выполнил домашнее задание».

«Школьники „ленивой мамы“», Анна Быкова

Чтобы не нависать каждый день над ребенком и не портить отношения постоянными претензиями, важно правильно замотивировать его на учебу. Но именно эта задача со звездочкой.

Кадр из мультфильма «В стране невыученных уроков», 1969

Почему долгосрочная мотивация с детьми и подростками не работает?

Мотивация родителя, который настойчиво просит ребенка делать домашку, понятна. Именно она помогает закреплять пройденный материал, а значит, в перспективе школьнику будет проще и на контрольных, и на экзаменах. А это, как объясняли нам, возможность получить высокий балл при поступлении и выбрать лучший вуз. Но даже для старшеклассника это слишком абстрактные и далекие понятия.

«За деятельность, планирование, прогнозирование, контроль отвечают лобные доли мозга. Они развиваются достаточно долго и заканчивают формироваться последними. В младшем подростковом возрасте они все еще в процессе созревания, и это развитие завершается в лучшем случае к концу старшей школы, а вообще — к 20 годам.

Именно от работы лобных долей зависит та долгосрочная мотивация, на которую мы очень рассчитываем. Когда мы объясняем ребенку, как важно учиться, чтобы потом поступить в вуз (через 5–7 лет), найти работу (через 10–12 лет), пахать-пахать-пахать и стать начальником (через 20 лет), выйти на пенсию и получать нормально (через 50 лет)...

...Мы говорим просто в воздух».

«Чертова школа!», Никита Карпов

Поэтому родителям остается искать мотивацию, доступную в данный момент, или стимулировать ребенка поощрениями или наказаниями.

Как самооценка и мотивация в учебе зависят от возраста ребенка?

Призвать ребенка вовремя и качественно выполнять домашние задания можно и в первом, и в десятом классе. Только во втором случае вы затратите гораздо больше усилий. Потому что мотивация в учебе меняется с возрастом.

Методы обучения младших школьников

В начальной школе, чтобы стремиться к выполненной домашке и хорошим оценкам, достаточно поддержки, похвалы и внимания.

«В начальной школе дети учатся потому, что им пока еще интересно. Младшие школьники все еще очень завязаны на фигурах родителей, их мнении и поддержке. Здорово, если учительница начальных классов тоже встала в этот ряд и ее мнение становится важным для ребенка.

При этом надо понимать, что мозг младшего школьника вообще заточен на обучение как на задачу возраста. Только не на такое, где требуется сидеть и слушать 40 минут, пока учитель вещает, а на практическое, действенное».

«Чертова школа!», Никита Карпов

Если ребенок горит учебой, важно поддерживать его увлечение вне школьных стен. Конечно, не дополнительными тетрадками и прописями, а, например, совместным походом в музей. Если же учеба дается тяжело, нужно оценить общую нагрузку вместе с дополнительными занятиями — и отмечать даже малейшие успехи.

Кадр из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве», 1965

Особенности обучения для подростков

По словам Никиты Карпова, часто провал в учебе начинается при переходе в среднюю школу. Это связано и с переменами, к которым детям приходится адаптироваться, и с самим взрослением.

«Надо продолжать учиться, быть внимательным, собранным, вникать, стараться и все на свете, а тут вдруг шарашат гормоны, потому что пубертат никто не отменял. Идут психофизиологические изменения, нарастает протест по отношению к родителям, и сверстники становятся во главе угла — ведь от них теперь чрезмерно зависит самооценка.

Подростки, переступая порог школы, прежде всего переживают за общение и самооценку, а учителя и родители — только за оценки, баллы, которые к самоощущению ребенка имеют очень опосредованное отношение. В итоге с шестого по девятый класс получается мощная мотивационная яма».

«Чертова школа!», Никита Карпов

По словам психологов, варианты отношений ребенка и домашнего задания можно разделить на четыре группы:

1. Хочет и может
2. Хочет, но не может
3. Не хочет, но может
4. Не хочет и не может

В каждом из случаев понадобится свой подход. Тем, кто хочет, но не может, все же понадобится непосредственная помощь и поддержка родителя. Главное, не просто делать домашку за ребенка, а разбирать темы и моменты, непонятные ему. Так он постепенно перейдет в первую беспроблемную категорию.

Школьники "ленивой мамы" Анна Быкова 399 ₽ Купить на Литрес

В случае «не хочет, но может» можно попробовать внешние стимулы или провести эксперимент и отпустить ситуацию. Не исключено, что ребенок достаточно смышленый, чтобы и с наспех сделанной или не сделанной домашкой учиться на четверки и пятерки. Или же, оставшись без контроля, он получит двойки, за которыми последуют санкции. Главное, чтобы вы заранее договорились о последствиях плохих оценок.

«Не хочет, не может. Самый сложный и энергозатратный вариант для родителей. Легче всего в этом варианте получается скатиться до состояния „я учусь вместо ребенка“. В этом варианте никак не обойтись без контроля, без помощи, без стимулов. Самая эффективная стратегия в этом случае — работа на создание ситуации успеха. Чтобы ребенок поверил в свои силы, чтобы почувствовал вкус успеха. Тогда возрастают шансы на возникновение „хочу“, которое затем подтянет „могу“».

«Школьники „ленивой мамы“», Анна Быкова

Кадр из мультфильма «В стране невыученных уроков», 1969

Как помочь ребенку подготовиться к выполнению уроков?

При контроле за выполнением домашнего задания важно помнить о характере и темпераменте вашего ребенка. Особенно если вы не совпадаете с ним в этом. Иначе есть риск поругаться еще до того, как он приступит к работе.

«Один подросток должен вработаться и переключиться на новую деятельность, то есть не может прибежать с тренировки, кинуть в себя бутерброд — и за 15 минут сделать уроки, а график построен именно так. В тайм-менеджменте время на переключение называется „заточить карандаши“. Этим детям нужно посидеть, подумать, открыть один учебник, второй — и минут через 20 они примутся за уроки, чтобы полчаса-час действительно учиться.

Есть дети с более возбудимой быстрой психикой, они не могут два часа делать уроки: 15 минут они страдают фигней, потом решают математику, потом еще 15 минут страдают фигней, потом делают русский язык».

«Чертова школа!», Никита Карпов

Не менее важно, чтобы во время работы над домашним заданием не было отвлекающих факторов. Вы, наверное, подумали о телефоне. Но внешним раздражителем может быть и младший ребенок, который просто зашел поиграть, и ваш совершенно невинный вопрос о том, что приготовить на ужин.

Как мотивировать и поддерживать ребенка, который потерял интерес к учебе?

Если ребенок хорошо учился и внезапно потерял интерес к учебе, в первую очередь необходимо понять, не изменилось ли что-нибудь в окружающей среде. Например, на ухудшение успеваемости может повлиять обстановка в семье, переезд, конфликт с одноклассниками или несчастная любовь.

В книге «Чертова школа!» Никита Карпов подготовил целый список внешних причин, влияющих на желание учиться. В такие моменты, советует психолог, важно отвлечься от мотивации и сконцентрироваться на поддержке. Потому что настоящая мотивация начинается там, где школьник чувствует себя комфортно и безопасно. А хорошие отношения с детьми намного важнее пятерки с плюсом.

На книги Никиты Карпова и Анны Быковой действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Читайте также