Простые правила для опытных пользователей и не только
Интернет-травля или даже простая перебранка «на стене» в любой из социальных сетей могут не только вывести из равновесия, но и повлиять на вашу дальнейшую жизнь. Эксперты по управлению репутацией Надежда Кобина и Елена Старостина в своей книге «Поговорят и забудут» приводят следующие цифры: 93% работодателей просматривают профили кандидатов в соцсетях, и различные посты и комментарии, в которых есть упоминание наркотиков, алкоголя и даже грамматические ошибки, увеличивают вероятность отказа на 83%.
То есть, даже если вы не «публичный человек», отвечать на вопросы про ваши личные блоги вам все равно придется. Социальные сети могут помочь добиться успеха, но также легко способны разрушить вашу репутацию, карьеру и даже семью.
Мы внимательно прочли книгу Надежды и Елены и приводим несколько простых правил о том, как пережить агрессию в сети.
Первая реакция, которая возникает у нас в голове при появлении негативного комментария, направленного против нас, — ответить достаточно жестко, чтобы было неповадно в будущем. Иногда такие поспешные действия приводят к плачевным последствиям: конфликт не затихает, обидчик не прибегает с извинениями, а наоборот, довольно потирает руки, ибо новый «вброс», выставляющий нас в неприглядном свете, у него уже готов. Реагировать на интернет-оскорбления Надежда и Елена советуют следующим образом:
«Не отвечать сразу! Дать себе время остыть и убрать эмоции. Минут 20-30, желательно с кружкой вкусного чая. Остыли? Если это откровенный троллинг в вашу сторону, то лучше не реагировать. Проигнорировать. Тролль не получит нужной реакции и успокоится. Если нет, удалить его и даже заблокировать. К счастью, такие личности обитают не в бизнес-блогах, а больше на страницах селебрити и топовых блогеров. Так что такой случай скорее редкость».
Да, удалять неприятных людей из списка «френдов» можно, и никаких «невежливо» здесь быть не должно. Нервные клетки все-таки дороже.
«Кабы знать заранее, что твое искреннее признание в богом забытом LiveJournal в нелюбви к культуре спустя 12 лет будет во всех новостях и пабликах?» — вспомнили авторы недавнюю историю. Для публичных людей и даже просто тех, кто претендует на место в хорошей компании, крайне важно сохранять «чистоплотность». Про алкоголь, наркотики и грамматические ошибки мы вам уже сказали. Но если посты десятилетней давности с резкими высказываниями и идеями, осуждаемыми в современном обществе, еще можно списать на «молодость и глупость» (хотя и это вряд ли), то интеллектуальное воровство вам точно не простят:
«Никогда не заимствуйте чужое! В информационную эпоху крайне сложно создавать уникальное, ведь так много прекрасных идей, продуктов, проектов уже придумано. Ваши цели, ценности и личность — то, что всегда будет неповторимо. Используйте их».
Увы, случается и так, что вы не успели удалить порочащий вас пост. Хуже, если вы даже не подумали, что запись может как-то «подмочить» вашу репутацию. Такими «котами в мешке» нередко становятся жалостливые истории о рабочих конфликтах и злых начальниках. Да, потенциальные работодатели способны добраться и до подобных мелочей. Лучшее, что вы можете сделать, — опередить оппонентов:
«Если в вашем портфолио есть ситуация, которая может омрачить будущие отношения (с работодателем, партнером, инвестором, клиентом), — расскажите ее сами. Не дожидайтесь скользких вопросов. Не носите за пазухой, как тяжелый камень. За что вы боролись? Что было важно для вас тогда? Почему вы поступили (или не поступили) подобным образом? Признайте допущенные ошибки, озвучьте сделанные выводы. Искренность — монета, которая ценится всегда. В случае с новыми звездами — это часто весь имеющийся капитал».
Но если уж проблема налицо, а пламя конфликта перекинулось с личной стены социальной сети на другие блоги и в соседние паблики, ненадолго вернитесь к пункту № 1, а затем следуйте важному совету Елены и Надежды:
«В вопросах управления репутацией главный критерий — не увеличить охват. Хейтеры оценивают ответную реакцию, и ваше вмешательство на площадке, где, условно, 10 подписчиков, может только раздуть агрессию. Составьте список всех площадок, где размещен негатив о вас с указанием времени публикации и охватов. Далее принимайте решение о реакции для каждой конкретной площадки. В одном случае — размещение опровержения или привлечение амбассадоров бренда, в другом — удаление и защита репутации с юристом, в третьем — игнорирование».
Но вот вы попытались унять конфликт, а шквал негатива не утихает. На вас сыпятся злые комментарии, а ваша компания, репутация, привычная жизнь под угрозой. Невероятно, но факт: из этого тоже можно извлечь выгоду!
«Вдох-выдох. Используйте в свою пользу! Как это сделала наша клиентка, чья компания и личные аккаунты в социальных сетях подверглись атаке ботов с легкой руки бывшей сотрудницы. Много комментариев = выше охваты = больше рекомендаций ваших страниц. Так работают алгоритмы Facebook*, Instagram*, VK и LinkedIn. Каждый следующий пост будет „ехать“ на волне высоких охватов предыдущих публикаций. Добавьте сюда „энтузиастов“, которые специально перейдут в ваши профили из других соцсетей. Начинайте продавать ваши услуги, анонсируйте новые проекты или открытые вакансии, выскажитесь».
И все-таки интернет-агрессия, в каком бы возрасте она вас ни настигла, больно бьет по личности. Надежда Кобина и Елена Старостина проводят этот совет в главе о подростках, но нам кажется, он важен для любого, кто подвергся травле. Тем более что самооценка и самоценность — разные вещи. Последнее — глубинное и менее переменчивое чувство, которое тем не менее тоже можно «прокачать». В книге авторы дают следующие советы:
1) Заботиться о себе, своем теле, режиме работы и отдыха, выбирать нетоксичное окружение и вовремя устраняться, если окружение вдруг стало таким. Уделять внимание своим чувствам, эмоциям, желаниям (еде, книгам, фильмам, одежде и прочему, понимать, что нравится, а что нет), потребностям (нужде в признании, в уважении, в любви, в самореализации).
2) Учиться говорить нет тому, что неприемлемо, доверять себе.
3) Отказаться от соблазна сравнивать себя с другими, сделать акцент на сравнении с собой вчерашним.
4) Разработать собственную систему ценностей, которая поможет сформировать свой собственный духовный стержень, свою жизненную опору.
Эти простые правила помогут вам не уйти на дно в минуты отчаяния.
Современные исследователи и игроки рынка не только считают интернет-агрессию частью нашей жизни, но и, что удивительно, видят в ней положительные моменты. В своей книге Надежда и Елена приводят слова маркетолога и пиарщика Владимира Коваленко, который уверен, что троллинг в социальных сетях — это инструмент относительно безопасного сброса отрицательной энергии:
«В 70-90-е криминальная обстановка на улицах была намного острее, чем сейчас. И в первую очередь это касается подросткового уличного, бытового хулиганства. Все ушли в социальные сети. Встреча с хейтером не так опасна для жизни, как встреча с вооруженным хулиганом».
С ним согласны и психологи, по мнению которых агрессия в интернете остается в интернете и не выливается на улицы городов.
Увы, тема конфликтов в социальных сетях слишком обширная и разнообразная для того, чтобы уместиться в одном маленьком тексте. Надежда Кобина и Елена Старостина в книге «Поговорят и забудут» рассматривают, с какими видами интернет-троллинга и негативных реакций человек может столкнуться на разных этапах жизни и развития карьеры. А значит, это издание пригодится как подросткам и их родителям, так и топ-менеджерам или руководителям большого бизнеса.
На книгу «Поговорят и забудут» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.
*Входят в Meta — организацию, запрещенную на территории РФ