Узнали у Тери Новы, Аси Лавринович и других авторов
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок Огня»
Замечали ли вы когда-нибудь, что второстепенные персонажи кажутся интереснее и обаятельнее главных героев? Так, булгаковский кот Бегемот давно живет собственной жизнью в цитатах и мемах. И будем честны, мы бы с удовольствием прочли его личную историю. Подобных трикстеров, героев-романтиков и просто хороших людей, которым авторы не уделили достаточного внимания, в литературе немало.
Современные писатели более осмотрительны и порой дают шанс второстепенным персонажам в новых романах. Почему одни получают право на собственную биографию, а другие — нет? И есть ли в приеме «расширения» историй подводные камни? Об этом и многом другом мы узнали у авторов современной молодежной прозы.
Помните знаменитую историю о воскрешении Шерлока Холмса? Конан Дойлу он настолько надоел, что тот решил похоронить гениального сыщика. А вот публика, напротив, полюбила героя так сильно, что буквально заставила писателя вернуть Шерлока к жизни.
К счастью, читатели иногда напрямую влияют на судьбы персонажей. Так случилось с Майком и Сью — персонажами нового романа Тери Новы «Предел скорости». Они появились в предыдущей книге автора — «Глубине резкости» — и очаровали поклонников писательницы.
«Это был спонтанный порыв, навеянный комментариями в стиле „вот бы узнать, как сложились их отношения“ и „я бы про них почитал(а)“. Я не раз слышала, как читатели хвалили второстепенных персонажей в моих историях и просили написать что-нибудь про них. Сью и Майк подкинули отличную интригу своими перепалками и короткими искрами».
Тери Нова, писательница
Уступить просьбам поклонников пришлось и Асе Лавринович. Но, как призналась писательница, эта поблажка была ей только в радость:
«Изначально „Любовь не по сценарию“ планировалась как одиночный проект. Я довольна недосказанностью и сама, как читатель, питаю слабость к открытым финалам... Но, видимо, я в меньшинстве. Читателям очень полюбились второстепенные персонажи Агния и Федя. После выхода книги я каждый день получала сообщения с просьбой рассказать, как сложилась их дальнейшая судьба... Тогда я решила написать продолжение — „Самая белая ночь“. Ни о чем не жалею, потому что обожаю этих героев и желаю им счастья».
Но, конечно, писатели не работают по требованию. Персонажи в первую очередь должны нравиться их создателям. Как признается писательница Алекс Хилл, без этого условия продолжения не получится:
«Если я не чувствую личную тягу к герою и не вижу его истории, то насильно ничего из себя не выдавливаю. Мой творческий мозг так не работает. Все только по любви».
Алекс уверена, что ее герои сами решают, нужно ли им продолжение. Иногда они выделяются «не в своем сюжете» так ярко, что писательнице просто необходимо узнать, что же за человек появился в ее тексте:
«Подобное было с Гратисом из второй части „Передружбы“, ведь до того, как сесть за работу над „#Поймать свободу“, я понятия не имела, кто именно скрывается под этой маской. А еще с Катей Карповой, которая в финале „Метода книжной героини“ заявила, что собирается продолжить свои книжные эксперименты в университете».
Другой пример приводит Эллин Ти, автор романов «НеПара» и «НеТвой». Ее персонаж оказался настолько близок самой писательнице, что она решила оправдать его перед читателями:
«В какой-то момент я поняла, что люди видят его (главного героя романа „НеТвой“ — ред.) тем нехорошим Антоном, каким он был в книге „НеПара“. А я его представляла совсем иначе. Я создала его личную биографию и объяснила, почему он поступал именно так. Об этом стоило рассказать всем, чтобы и мои читатели знали, каким он может быть на самом деле».
Однако отдельная история для второстепенного персонажа нужна не всегда. Ася Лавринович вспоминает Цветолину из романа «Поцелуй под омелой»:
«В процессе работы я так полюбила Цвету, что добавила больше событий с ее участием. Однако в этом случае продолжение не планирую. У книги уже счастливый и волшебный финал».
Все писательницы признаются, что у романов-продолжений есть множество плюсов: герои уже знакомы читателям, а их характеры во многом разработаны. Более того, публика любит возвращаться в привычную уютную атмосферу прочитанного романа, предвкушая новые сюжетные повороты. Но и подводные камни у этого приема тоже имеются.
«Конечно, есть вероятность, что не всем читателям полюбится второстепенный персонаж, и они захотят вернуться к уже знакомому герою. Поэтому я стараюсь делать „вбоквел“ самостоятельной и полноценной историей, чтобы ее было интересно читать без привязки к первой книге», — рассказывает Ася Лавринович.
Алекс Хилл предостерегает от кардинального изменения образов. Если жизнь и поведение персонажей стали иными, уверена она, то эти перемены важно объяснить.
А для Эллин Ти важным ограничением является та планка, которую писательница поставила себе в предыдущем романе:
«Нельзя сделать хуже. Высокий уровень нужно держать и повышать и не забывать о том, что цикл — это что-то цельное. И еще существует ограничение в виде жанровых рамок на протяжении всего цикла. Если ромком, то во всех историях, вряд ли читатели оценят „смену вектора“ в сторону фэнтези или детектива».
У каждой из писательниц своя мотивация и свои рамки для создания продолжений с второстепенными героями на авансцене. Одно можно сказать наверняка: этот не самый популярный в прошлом прием сегодня пришелся читателям по вкусу, и можно надеяться на новые книги по уже полюбившимся историям. А на покупку уже вышедших романов мы дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.