Как нащупать типаж героя, для чего автору карты и как быть, если диалоги «не идут»
Алекс Анжело — одно из ярких имен в российском Young Adult. Ее цикл «Мир Дэвлата» с первой книги завоевал симпатии аудитории своей продуманной вселенной, хитросплетениями сюжета и неординарными героями. Новая книга писательницы «Кай» вдохновлена сказкой о Снежной королеве. Она рассказывает о юном художнике, который много лет назад чудом выжил в ночную метель. Его прошлое окутано тайной, но однажды появляется Дева Льда, желающая забрать сердце Кая.
Специально для журнала «Эксмо» Алекс Анжело рассказала, как работает над своими книгами.
Перед тем как начать книгу, я должна по-настоящему вдохновиться ее задумкой. Например, к созданию «Кая» (ретеллинг знаменитой «Снежной королевы») меня подтолкнуло то, что мне всегда хотелось немного другую концовку у сказки. Именно это желание дало силы для ежедневной работы над книгой на протяжении нескольких месяцев. Всегда должен присутствовать личный интерес к затронутой теме.
Продумывание мира всегда довольно долгий процесс, но оно того стоит. Мне важно видеть в голове картинку происходящего, поэтому я точно должна представлять локации, в которых живут мои герои. Этому немало помогает собирание досок на Pinterest. Порой я прибегаю и к нейросетям, генерируя персонажей или обстановку под запрос. Это очень выручает. Особенно с второстепенными персонажами. А вот главных героев тяжело генерировать. Я слишком ярко представляю их, и очень сложно получить изображение, которое придется по вкусу.
Порой, чтобы лучше «чувствовать» персонажа, я стараюсь ассоциировать его с героем какой-нибудь другой книги, сериала или иного произведения. Это очень помогает. Когда же нащупываю типаж, то начинаю продумывать индивидуальные особенности именно моего героя. Его страхи и прошлое, как на него повлияли место и время, в котором он живет. И постепенно в голове выстраивается довольно четкий образ, уже отличающийся от того, кем изначально персонаж был вдохновлен.
Я всегда продумываю запоминающийся визуальный облик персонажей. Одна из главных целей — чтобы при создании иллюстраций герои были хорошо узнаваемыми. Из-за того, что я пишу фэнтези, это сделать легче. Желательно, чтобы особенности были связаны с сюжетом.
Например, если у героя есть тату, то оно существует не просто потому, что персонаж когда-то бесцельно сделал его. Возможно, оно обозначает принадлежность к какому-то закрытому обществу или герой потерял кого-то, а изображение напоминает ему об ушедшем. Из-за этой мелкой детали персонаж сразу приобретает глубину, и читатель начинает ему сопереживать.
Если мир большой, как в моих книгах по циклу «Мир Дэвлата», то еще до того, как сесть за текст, я обязательно создаю карту мира. На ней могут быть не все локации, но материки, острова и некоторые города должны быть обозначены.
У такого подхода есть преимущества. Во-первых, создавая локации, ты невольно продумываешь сюжет. Например, пустыня или лес потребуют от героев разных действий. Во-вторых, при создании карты, если локация особенная, ты продумываешь условия ее появления, а значит, историю своего мира. Так он оживает. Если автор начинает в него верить, то и читатель поверит.
Например, у меня в «Мире Дэвлата» есть Зеркальный остров. Он почти полностью состоит из скал, покрытых кристаллами, отчего сверкает при ярком солнце и даже получил второе название среди людей — «Звезда». Идея этого острова пришла мне еще до того, как я написала хотя бы строчку, но в дальнейшем он вдохновил меня на историю появления богов в моем мире. Не буду вдаваться в подробности, чтобы не заспойлерить, но повторюсь, что такие детали придают уникальность истории и выделяют ее среди других книг.
У меня всегда есть план книги, но он довольно условный. Мне важно понимать, в какой ситуации находятся герои, какое испытание их ждет и к чему я должна привести их в финале. Но это больше наброски. Когда же начинаешь работать и в процессе все задуманное наполняется деталями, картина преображается. Многое добавляется, что-то удаляется, пару раз я меняла задуманную концовку, потому что в процессе понимала, что предыдущий финал в связи с новыми сюжетными линиями не подходит.
Это сугубо индивидуально. Некоторые авторы не могут писать без подробного плана и не отходят от него — это писатели-архитекторы. Другие, наоборот, не могут работать по четкому плану, и их идеи «вырастают» в процессе — это писатели-садовники. Мне кажется, я использую оба варианта, но все же принцип писателей-садовников мне ближе.
По каждой книге я веду заметки. Что-то пишу в тетрадь, но очень многое — на телефоне и в компьютере. Так, у меня есть файлики, посвященные персонажам с кратким их описанием. Это помогает не сбиться и не ошибиться, когда герой встречается в сюжете в следующий раз. Отдельно файлик, посвященный локациям мира. И есть даже заметка, которая называется «Примеры диалогов».
Прописывать живые диалоги для меня сложнее всего, и я часто записываю какие-то интересные и смешные цитаты, которые мне довелось услышать. В дальнейшем это помогает мне вдохновиться на свой собственный текст, переработать записанное и создать что-то свое.
При написании книги главное — регулярность. Вдохновение не всегда приходит само, зачастую его приходится искать. В этом мне помогают другие произведения (книги, манхва, аниме, сериалы, фильмы), обычно в жанре фэнтези. Важно, чтобы язык автора был схож с моим. Иначе я сбиваюсь и мне приходится долго редактировать свой текст.
Еще я часто изучаю пересказы сюжетов популярных игр. Отмечаю то, как сценаристы прописали персонажа и сам мир. В интернете можно отыскать сотни видео-разборов на этот счет, и из них можно многому научиться и почерпнуть интересные сюжетные ходы. Но опять же, речь идет не о копировании, а о вдохновении. Когда чужая мысль становится толчком для появления собственной задумки.
Также настроиться на текст помогает музыка, но очень важно, чтобы ее ритм соответствовал темпу повествования. Если я описываю какую-то боевую сцену, то зачастую слушаю альтернативный рок, а если трогательный момент, то что-то мелодичное и неспешное.
Для меня редактура текста — это процесс, который занимает едва ли не половину времени работы над книгой. Не считая первой редактуры чернового текста, я за время создания произведения несколько раз перечитываю уже написанное. Распечатываю текст и читаю, оставляя заметки на полях.
Перечитывание на бумаге позволяет посмотреть на работу другим взглядом. Это помогает отследить характеры персонажей, чтобы они соответствовали заявленному, проверить логику сюжета и взглянуть на текст как читатель. После перечитывания я обычно чувствую себя увереннее, и порой приходят новые мысли и идеи.
Но, конечно же, каждое возвращение к уже готовому тексту дается с трудом. Ведь мало написать, надо еще вновь пересмотреть весь текст вместе с литературным редактором и в довершение прочитать верстку книги перед тем, как она отправится в печать. Единственная помощь в таком деле — это самодисциплина и любовь к своей истории.
Пока я горжусь тем, что, даже читая текст в седьмой или восьмой раз, несмотря на очевидную усталость от него, я все еще нахожу его интересным. В этом есть главный секрет. Надо любить то, над чем ты работаешь.
На книги Алекс Анжело действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.