Рассказываем о книгах, похожих на историю Луизы Мэй Олкотт
Фильм Греты Гервиг «Маленькие женщины» уже можно назвать одной из самых громких премьер 2020 года. И очень кстати, потому что благодаря ему многие читатели вспомнили об одноименном романе Луизы Мэй Оклотт, который изначально издавался как детское произведение и тем отпугивал взрослую аудиторию.
В своей картине Гервиг немного усилила феминистские мотивы и показала, насколько глубоким и интересным может быть роман «для девочек», написанный в конце XIX века. Режиссер сохранила теплую, оптимистичную атмосферу книги. Три девушки хоть и пережили тяжелую утрату, все-таки пришли к счастливому финалу. Но Гервиг поставила под сомнение историю Джо (ее играет Сирша Ронан). Действительно ли своенравная юная писательница согласилась бы на семейное счастье? Или все-таки в XIX веке главную героиню надо было выдавать замуж, чтобы продать книгу? Гервиг намекает, что оба варианта возможны!
Но что делать, если и фильм, и роман вам так понравились (а в том, что они понравятся, мы почти не сомневаемся), что хочется читать еще и еще? Мы нашли решение этой проблемы!
Для начала — прочтите продолжение! «Маленькие женщины» были настолько популярны, что писательница решила рассказать о дальнейшей судьбе сестер Марч. В книге «Хорошие жены» девушки взрослеют, обзаводятся семьями, делят друг с другом радости и сообща справляются с горестями и потерями. Несмотря на то, что судьба каждой из сестер сложилась вполне традиционно, в этом романе, как и в «Маленьких женщинах», силен социальный подтекст. В книге для детей Луиза Мэй Оклотт борется не только за права и свободы женщин, но и за свободу всех угнетенных слоев общества.
Скорее всего, эта книга покажется вам странной парой для «Маленьких женщин»: эпатирующий язык Сэлинджера против мягкой плавной речи Оклотт, непохожие друг на друга герои и абсолютно разная атмосфера двух романов. Отличия можно искать до бесконечности, однако оба произведения сходятся в одном: это истории о взрослении и поиске своего места в жизни, первых достижениях и разочарованиях. Обе книги интересны по-своему, но будет неплохо прочесть их одну за другой.
Одна из самых очевидных аналогий с «Маленькими женщинами». Роман Джейн Остен был написан менее чем за столетие до «Маленьких женщин» и, скорее всего, на него повлиял. В книге рассказана история умной и независимой, насколько это возможно для конца XVIII века, Элизабет Беннет и ее взаимоотношений с мистером Дарси, семьей и светским обществом. Если сравнить два произведения, станет понятно, что за те годы, которые прошли с момента публикации «Гордости и предубеждения» до появления «Маленьких женщин», отношение к дамам мало изменилось.
В 1857 году, когда в семье Олкоттов наступило особенно тяжелое время и Луиза всерьез подумывала о самоубийстве, спасла ее Шарлотта Бронте, а точнее — только что вышедшая биография писательницы. Впечатлительная Лулу (так ее называли дома) решила, что между ней и Шарлоттой много общего, а значит, унывать она не имеет права.
Несгибаемая Джейн Эйр — героиня, созданная старшей из сестер Бронте, — повлияла и на характер самой Оклотт, и на одного из ее наиболее ярких персонажей — Джо Марч.
«Маленькие женщины» были созданы по просьбе бостонского издателя Томаса Найлса, который понимал, что американской литературе не хватает книг «для девочек». Российский книжный рынок пришел к этому полвека спустя, когда с прилавков начали сметать повести Лидии Чарской. Как и «Маленькие женщины», истории Чарской рассказывали о взрослении, дружбе, первых увлечениях и первых разочарованиях. Язык повестей, пожалуй, несколько сентиментальный, но множество небезынтересных подробностей о жизни институток и гимназисток в дореволюционной России от этого не становятся менее интересными.
Текст написан при участии Халимат Текеевой