Фантазируем о том, как выглядела бы трилогия Наоми Новик, если бы стала анимационным сериалом
Смертельно опасная школа волшебников, подростки, изолированные от внешнего мира и предоставленные сами себе, необычная система магии, запоминающиеся герои и инфернальные твари в духе Лавкрафта — все это атмосфера трилогии Наоми Новик о Шоломанче. Цикл «Смертельное образование» привлек внимание кинематографистов сразу после выхода. Права на его экранизацию купила компания Universal, а режиссером должна стать Мира Менон, работавшая над отдельными эпизодами «Ходячих мертвецов», «Чужестранки» и «Мира Дикого Запада».
Мы же уверены, что из книг о Шоломанче получилось бы отличное аниме. Объясняем, почему.
Шоломанча — уникальная школа волшебников. Она была сконструирована посреди пустоты, чтобы на время подросткового возраста оградить юных магов от всевозможного вида монстров. Именно в период с 13 до 18 лет они являются для чудовищ самым лакомым кусочком, и те буквально открывают на них охоту.
Это огромное многоэтажное здание с механизмами, работающими за счет магии. Учителей тут нет, школа сама раздает задания и проверяет их. Но, к сожалению, монстры пробираются даже в защищенную Шоломанчу и то и дело атакуют учеников в мастерских, библиотеке, столовой и даже спальнях. Но самую большую опасность представляет выпускной зал, поэтому за годы учебы юные маги не только штудируют учебники, но и выстраивают стратегию поведения на выпускном, создают союзы и мощные артефакты, чтобы сражаться с тварями.
Атмосфера закрытой современной школы с элементами стимпанка и магией хороша сама по себе. А иногда своей замысловатой конструкцией напоминает увеличенный во много раз «Ходячий замок». Но к третьей части «Золотые анклавы» герои получают долгожданную свободу, география цикла и окружающие виды становятся разнообразнее.
В центре повествования трилогии двое главных героев. Галадриэль — девушка, от рождения наделенная способностями к разрушению. Даже когда в школе она пытается выучить невинные заклинания уборки, на выходе получается оружие массового поражения. По этой причине многие однокурсники сторонятся девушки, да и сама она с мрачным видом и резкими ответами не тянет на душу компании. При этом Эль целеустремленная, умная и саркастичная, а еще, как выясняется, преданный друг.
Светловолосый лохматый Орион Лейк — ее полная противоположность. Окружающие восхищаются им, он — настоящий герой, то и дело спасающий всех от монстров. В том числе и Галадриэль. Юноша виртуозно расправляется с самыми страшными чудовищами и практически одержим ими. Это такая же машина для уничтожения тварей, как капитан Леви из «Атаки титанов». С поправкой, что это подросток, страдающий от того, что за статусом героя никому не интересна его личность.
Но и другие ученики Шоломанчи заслуживают внимания и просятся, чтобы их нарисовали. Например, подруги Эль Аадхья и Лю. Аадхья — талантливая мастерица, способная создавать уникальные магические артефакты, а еще она мастер социального взаимодействия. Поначалу именно она становится мостиком между нелюдимой Эль и другими учениками. А Лю — девочка-загадка, которая поначалу встает на темный путь малифицера — мага, убивающего других, чтобы увеличить свою силу за счет энергии малии. Для этого она даже берет с собой в школу мышей, чтобы на протяжении всего обучения получать из них малию, но впоследствии отказывается от своих намерений.
Красавица Хлоя, одна из лидеров Нью-Йоркского анклава, поначалу кажется заносчивой и избалованной интриганкой, но впоследствии проявляет себя с неожиданной стороны. А неоднозначная Лизель, с которой Эль сталкивается в «Последнем выпуске», наверняка найдет преданных фанатов. Как и серьезная целеустремленная Нкойо. У большинства героев второго плана есть своя изюминка и бэкграунд, которые вполне можно было бы расширить в формате аниме-сериала.
Ученики Шоломанчи рискуют стать жертвами монстров разного размера и силы. Это и мимики, способные принимать вид обычных предметов, и гигантские сиренопауки, издающие парализующий звук, и огромные червороты — гигантские растекающиеся мешки слизи, щупальцами хватающие свою добычу и проглатывающие ее целиком. Глаза и рты съеденных навеки становятся частью тела черворотов, которые увеличиваются в размерах с каждой новой жертвой.
На страницах трилогии встречаются десятки разных видов монстров, и многих из них Наоми Новик описывает лишь в общих чертах, а значит, воображению художников есть где разгуляться. Это относится и к экшн-сценам. Нападения монстров часто внезапны и стремительны, и ученикам приходится постоянно быть начеку. А в третьей части выпускники Шоломанчи сталкиваются с новым опасным врагом, с появлением которого захватывающих эпизодов становится еще больше.
Те, кто знаком с творчеством Новик по книгам «Чаща» и «Зимнее серебро», знают, как умело она выстраивает сюжет, развешивает чеховские ружья и выдает сюжетные твисты в самый неожиданный момент. Все это есть и в трилогии «Смертельное образование». При этом, при всей плотности действий и событий, она глубже, чем может показаться на первый взгляд. Идеи из этой истории отзовутся в сердцах и подростков, которым адресована книга, и взрослых.
Чтобы пережить выпускной, ученики занимаются на износ, и в этом можно увидеть метафору современных высоких требований к подрастающему поколению. Тут нет деления на добрых и злых волшебников, но маги могут получить силу для своих заклинаний двумя способами. Первый — добыть с помощью насилия малию. Но, однажды связавшись с ней и выбрав путь малифицера, волшебники рискуют потерять все человеческое, что есть в них. Второй — накопить ману, для получения которой придется в прямом смысле потрудиться. При этом маной можно делиться с другими. А еще в истории много рассуждений о дружбе, любви и выборе — все как в лучших тайтлах аниме.
В мире волшебников из «Смертельного образования» действует жесткая иерархия. Есть элита, осевшая в защищенных анклавах больших городов (Нью-Йорк, Лондон, Шанхай, Мюнхен), и есть одиночки, готовые на все, чтобы туда попасть. Ведь это существенно повышает шансы их детей на выживание, когда те оказываются в Шоломанче. Правила, существующие в большом мире, отражаются на отношениях внутри школы и становятся источником личных драм и больших трагедий.
В прошлом главных и многих второстепенных героев тоже есть свои тайны, о которых им больно вспоминать и говорить. Но когда правда открывается, удержаться от слез очень сложно. Да и в принципе на протяжении всей трилогии найдется немало моментов, вызывающих сильные эмоции. И далеко не всегда они связаны со смертью кого-то из действующих лиц. Кстати, место юмору в книгах Новик тоже остается. Так что во время чтения вы будете не только плакать и переживать, но и улыбаться и смеяться.
На книги цикла «Смертельное образование» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.