Как трилогия Франчески Гиббонс продолжает традиции английской детской литературы
Сочетание эпического и уютного, нотки абсурда и юмора, не по-детски взрослые темы и приключения, которые помогают героям повзрослеть, — все это выделяет английскую детскую классику на фоне других историй для маленьких читателей. Эта формула работает у современных авторов, которые с ее помощью находят дорожку к сердцам аудитории. Среди них писательница Франческа Гиббонс и ее трилогия «Часы звезд» о двух сестрах, погнавшихся за серебристой бабочкой попавших в другой мир.
Эта история, проиллюстрированная блестящим художником Крисом Ридделлом, очаровывает своей атмосферой с первых страниц, а в процессе чтения заставляет вспомнить и «Хроники Нарнии», и произведения Льюиса Кэрролла, и творчество Памелы Трэверс. При этом сюжет книг Франчески Гиббонс самобытен. Но что именно роднит их со старой доброй классикой?
В первом романе цикла «Сделка с чудовищем» главные героини Имоджен и Мари попадают в сказочный мир через дверь в дереве, расположенном в полузаброшенном парке. Этот образ воскрешает в памяти и «Алису в Стране чудес», и платяной шкаф, через который можно попасть в Нарнию, и даже «Таинственный сад» Фрэнсис Бернетт. Франческа Гиббонс признается, что источником вдохновения были не только классические произведения, но и ее личный опыт.
«Когда мне было двенадцать, родители водили меня в один сад. Его владельцы разорились, и поместье приходило в упадок. Это было место с высокой травой и выдрами. Такое, где тебя могли ждать приключения. Где можно обнаружить дверцу в дереве. Я написала историю, вдохновившись этим садом», — пишет автор на своем сайте.
В «Хрониках Нарнии», «Хоббите», «Гарри Поттере» происходят поистине эпические события, от которых зависит судьба всего мира. Но при упоминании этих книг чуть ли не первым делом всплывает мысль о чем-то уютном и комфортном. Тот же эффект возникает при знакомстве с «Часами звезд».
Чтобы вернуться домой, Имоджен, Мари и их новому другу принцу Миро предстоит преодолеть опасный лес, столкнуться со зловещими чудовищами скретами, найти таинственное Сердце горы и примирить скретов и людей. Но, помимо приключений, в книгах Гиббонс немало моментов затишья, когда герои (а вместе с ними и читатели) могут расслабиться, насладиться вкусной едой и прекрасной историей их попутчицы Лофкиньи. Эта магия деталей, несмотря на обилие событий и жутких эпизодов, превращает цикл в по-настоящему комфортное чтение.
Главные герои «Часов звезд» — Имоджен, Мари и Миро. Каждый из них — ребенок с характером, яркий и выразительный. И далекий от идеала.
Имоджен — упрямая любительница покомандовать и даже поманипулировать младшей сестрой. Она не умеет договариваться и уступать. Миро — избалованный и трусоватый принц, который даже новых друзей воспринимает как слуг, обязанных выполнять все его приказы. Но в ходе приключений они учатся видеть себя со стороны, взрослеют и становятся менее капризными и более внимательными к окружающим. Подобный путь проходит Эдмунд в романе Льюиса «Лев, Колдунья и платяной шкаф».
Мир, который получился у Франчески Гиббонс, одновременно простой, но в то же время самобытный и яркий. По числу невероятных созданий и ситуаций он напоминает Страну чудес Льюиса Кэрролла. Он населен причудливыми созданиями, такими как чудовища скреты или разумные мотыльки. А во второй части — «Серебряная королева» — Имоджен и Мари ждут встречи с монстрами-лютомужами, самым маленьким драконом и кошкой-снеголикой. При этом каждое создание очень органично вписано в сюжет.
Второстепенные герои и даже злодеи у Франчески Гиббонс получились такими, что им под силу перетянуть на себя читательское внимание. Взять, например, ворчливого старика Йедарша, который оказывается преданным слугой и отзывчивым человеком, жуткого с виду скрета Зуби, куда более человечного, чем некоторые люди из этой сказки. Или боевую жительницу леса Лофкинью — прямолинейную и бескомпромиссную.
Злодеев, придуманных писательницей, хочется поскорее отправить в зал славы сказочных антагонистов. Так, король-барахольщик Дракомор, одержимый своей коллекцией редких вещей, будто бы сбежал из «Звездной пыли» Нила Геймана. А прекрасная внешне Агнешка, готовая совершить страшные преступления, чтобы стать королевой, своей беспринципностью оставляет далеко позади всех сказочных королев-негодяек.
Франческа Гиббонс признается, что придумывала сказки, сколько себя помнит, и «мучила» ими своих сестер. Она привнесла в «Часы звезд» многое из собственных детских переживаний и воспоминаний. Именно поэтому ее книги получились по-хорошему старомодными. Они не стремятся отвечать сиюминутным запросам аудитории, соответствовать трендам или удивить читателя только ради того, чтобы автор прослыла новатором. Но написаны они от всего сердца и затрагивают вечные темы дружбы, чести, совести и выбора, который толкает на путь добра или зла.
На книги Франчески Гиббонс действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.