Букеровскую премию-2020 получил роман «Шагги Бейн» Дугласа Стюарта — история о семье, разрушаемой алкоголизмом матери. Издательство «Эксмо» приобрело права на публикацию произведения на русском языке. Выход книги намечен на вторую половину 2021 года, переводчиком будет Григорий Крылов, который работал над романами «Молочник» Анны Бернс, «Линкольн в бардо» Джорджа Сондерса и многими другими.
Рассказываем, почему стоит обратить внимание на «Шагги Бейн».
Прежде всего «Шагги Бейн» — это автобиографическая драма. Как и заглавный герой, автор романа жил с матерью-алкоголичкой и потерял ее в 16 лет. Действие книги разворачивается в Глазго в конце 80-х. Город выбирался из тяжелейшего экономического и социального кризиса, грянувшего еще в середине XX века. Нищета, разруха и бесконечная борьба за выживание сломили Агнесс Бейн, мать Шагги, и она стала спиваться.
«Довольно неприглядные, даже страшные детали быта маргинального района и неблагополучной семьи, которые Дуглас Стюарт показывает нам в мельчайших подробностях, затягивают. Бытописание романа создает такую атмосферу, которая, безусловно, создает эффект погружения. Автор не жалеет читателя, бьет наотмашь», — рассказывает глава отдела современной зарубежной прозы Юлия Раутборт.
Что же до мальчика, точнее — до его прототипа, то скажем сразу: он окончил Королевский колледж искусств и уехал в Нью-Йорк, где стал востребованным дизайнером одежды и сотрудничал с крупнейшими мировыми брендами. На досуге начал писать художественную прозу, что в итоге принесло ему Букер.
Болезнь матери и тяжелые условия жизни в Глазго привели к тому, что старшие дети отдалились от Агнесс. С ней остался только Шагги, который взвалил на себя непосильную ношу заботы о взрослом и очень несчастном человеке:
«Отношения матери и сына — сюжет архетипичный и очень важный. Первая аналогия, которая приходит на ум, — роман Ромена Гари „Обещание на рассвете“. Конечно, у Стюарта иные реалии. И хотя герой Дугласа Стюарта живет тоже не в самом благополучном районе и тоже знает, что такое нищета, его жизнь не беспросветна. Но и там и там мы видим трансформацию отношений: сын отвечает за мать, а не наоборот. Это болезненные отношения, но при этом осененные всепрощающей, безусловной сыновней любовью», — рассказывает Юлия Раутборт.
Стюарт уверен, что если бы общество услышало, как его мать взывает о помощи, и помогло ей выкарабкаться, а не поставило клеймо «опустившейся женщины», то он бы не остался сиротой так рано.
Но есть и другие вопросы, которые ставит перед читателями автор. Например, тема насилия и познания себя, в частности собственной сексуальности. По сюжету Шагги вошел в тот возраст, когда дети начинают интересоваться темой секса, и понял, что его взгляды отличаются от традиционных. Сам Дуглас Стюарт — квир-персона, и стигматизация однополых отношений в Глазго хорошо ему известна.
В ожидании русского издания «Шагги Бейн» рекомендуем прочитать выдающиеся романы, заслужившие Букеровскую премию.