Обзор книги от Алены Полуян
Что может быть еще более подходящим для обретения душевного равновесия, чем уединенная жизнь среди великолепных пейзажей вдали от цивилизации? Но даже на краю света постыдные секреты, зловещие природные явления и скрипучий вой штормовых волн способны лишить трезвого рассудка. В книге «Смотрители маяка» Эмма Стоунекс предлагает собственную версию событий, которые привели к бесследному исчезновению группы мужчин с безлюдного острова.
В преддверии 1972 года трое смотрителей маяка «Дева» пропадают без вести с пустынного острова. Личные вещи на месте. Ворота и двери заперты изнутри. Лампы фонаря не только почищены, но и заправлены топливом. Лишь в журнале погоды есть странная запись о шторме, но масленки не тронуты, а небо всю неделю было безоблачным. Жалобно стонет ветер, шепчут волны и скрипят половицы в опустевших комнатах, охраняя тайну трагического происшествия. Надеясь отыскать ответы, известный писатель Дэн Шарп через много лет обращается за помощью к женам пропавших смотрителей. Когда женщины облекают в слова то, о чем молчали два десятка лет, правда превращается в ложь.
Эмма Стоунекс — английская романтистка и экс-редактор в издательстве. Ранее издавалась под псевдонимом The Lamplighters. «Смотрители маяка» — первое произведение, которое она опубликовала под собственным именем. Книга переведена на 20 языков, а в СМИ ее сравнивают с произведениями Ширли Джексон и романом «Близость» Сары Уотерс.
Сюжет основан на событиях, произошедших на острове Эйлин-Мор в 1900 году, где во время смены исчезли Джеймс Дукат, Томас Маршалл и Дональд МакАртур. Существует поверье, что Эйлин-Мор — обитель мертвых душ, поэтому местные рыбаки никогда не устраивают здесь ночлег. Несмотря на возможности современной криминалистики, тайна исчезновения мужчин остается неразгаданной по сей день. В 1971 году маяк автоматизировали, а должность смотрителя была упразднена.
Фильм «Исчезновение» (также «Проклятый маяк») 2018 года и книга «Смотрители маяка» вдохновлены одним историческим событием, но по разному его интерпретируют. Мне ближе версия Эммы Стоунекс. Атмосфера в романе получилась более тревожной и напряженной, при этом история обернута в вуаль сверхъестественного. До самой развязки приходится гадать, действительно ли мистические силы привели к трагедии или она стала результатом опрометчивых человеческих поступков.
Медленно подводя к раскрытию главной загадки, Эмма реалистично описывает динамику развития отношений троих мужчин, у которых полярные характеры и липкие как паутина секреты. К тому же изоляция сводит их с ума, и от этого еще сложнее им ужиться друг с другом. Благодаря красочным описаниям местности и широкому спектру ощущений происходит полное погружение в сюжет. Получилась сильная история с мистическим флером и осязаемыми декорациями об утратах, предательствах, тайнах и любви.
«Время дает возможность посмотреть на произошедшее с расстояния и не чувствовать то, что чувствовала тогда; те чувства улеглись, они не владеют твоим разумом, как в самом начале»
«За свою жизнь я поняла, что есть два типа людей. Одни слышат скрип в темном заброшенном доме и закрывают окно, думая, что это ветер. А другие слышат скрип в темном заброшенном доме, зажигают свечу и идут посмотреть»
«Не каждый может вынести заточение. Одиночество. Изоляцию. Однообразие. На многие мили ничего, кроме моря, моря, еще раз моря. Ни друзей. Ни женщин. Просто еще двое мужчин, и так день за днем, и никакой возможности убраться от них. От этого можно совершенно сойти с ума. Смену можно ждать много дней, даже недель»
Книга следующей недели: «Лицо на пакете молока. Книга 1». Автор — Кэролайн Б. Куни. Цикл из пяти книг распродан тиражом свыше 15 миллионов копий и находится в списках рекомендуемой литературы Американской библиотечной ассоциации и Нью-Йоркской публичной библиотеки.