26 февраля, 2025

«ЯТЬ. Психотерапия русской традицией», или Чему могут научить «бабкины сказки»

Рассказываем, чем полезны традиции в современном мире

«Масленица», Борис Кустодиев, 1916

О чем вы думаете, когда слышите слова «фольклор», «народная культура», «обряды»? Вероятно, перед глазами тут же появляются нереальных размеров кокошники, яркие сарафаны и такие же вызывающе красные губы их обладательниц — так называемый советский «фейклор». Тут недалеко и до мысли, что все это — безвкусица и нафталин, ненужный в современном мире.

-22% ЯТЬ. Психотерапия русской традицией, или как жить лучше в опоре на наш культурный код Елизавета Тюгаева 1149 ₽ 1474 ₽ -22% Купить

Елизавета Тюгаева — психолог, автор методики «терапия фольклором» — считает иначе. Для нее это инструмент, благодаря которому можно помочь своему ментальному и физическому здоровью. Как это сделать, Елизавета рассказала в книге «ЯТЬ. Психотерапия русской традицией».

Фольклор и тело

Хоровод. Фрагмент литографии Товарищества И. Д. Сытина

«„Я не чувствую свое тело“, „я не чувствую своих ног“ — это одни из самых частых рефлексий в кабинете психолога в целом и во время моих занятий по терапии фольклором в частности».

Елизавета Тюгаева

Современный человек много времени проводит за компьютером и привык работать головой, так что связь с остальным телом действительно может потеряться. Попробуйте, например, сделать, разнонаправленные движения левой ногой и правой рукой одновременно. Для кого-то уже эти простые действия станут нетривиальной задачей. С возрастом же добавляются проблемы в суставах, костях, мышцах.

В своей книге Елизавета Тюгаева делится опытом общения с деревенскими бабушками на фольклорном фестивале. Эти женщины могли бесконечно водить хороводы и не уставали даже тогда, когда молодежь падала без сил. Причину такой стойкости психолог видит в физиологической пользе народного танца: 

«Очень выровненный прямой корпус, выстроенная телесная ось, как будто каждая из них всю жизнь йогой занимается, опора на ноги, мелкая пружинка от земли, вес распределен на всю стопу и особенно на пятки, корпус не завален вперед и нет „интернетной шеи“, выдвинутой вперед. Все движения, прихлопывания, притаптывания, пересеки, — все в землю и от земли, траектория движения тела выстроена по вектору вверх-вниз, между небом и землей».

Сегодня за возвращение такой «стройности» в нашу жизнь и бьются телесные терапевты. Хотя преподаватели народных танцев могли бы составить им конкуренцию.

Фольклор и быт

За пряжей. В деревне Изведово. Сергей Прокудин-Горский, 1909

Как часто вы ловите себя на мысли, что опять накупили лишнего? Маркетплейсы и магазины навязывают нам идеи, которые негативно влияют и на наш кошелек, и на порядок в доме и на ментальное здоровье: самобичевание за бесцельно потраченные деньги ни к чему хорошему не приводит! Работать с  ониоманией Непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости. можно разными методами, в том числе и благодаря обращению к корням. В русских деревнях ценность каждой вещи была особенной. Во-первых, все они были сделаны вручную либо владельцем, либо кем-то из членов его семьи, а во-вторых, нельзя было произвести больше, чем нужно.

«Медленное, осознанное потребление — то, что точно было на Руси. Когда так много сил вкладываешь в каждый сантиметр ткани, о выбрасывании остатков и речи не идет. Вещи использовали до тех пор, пока они не исчезали в прямом смысле этого слова. Сначала носили сами, потом заворачивали детей, потом раскраивали на бытовые нужды или тканые половички. Каждая вещь проживала по несколько жизней, пока не уходила в землю или в огонь».

Как это применить сейчас? Попробуйте вкладывать в каждую покупку хотя бы временной ресурс: подумайте, точно ли вам это нужно, потратьте время на то, чтобы понять, как покупка встроится в ваш быт или гардероб.

Еще одна фольклорная идея, которую сегодня можно использовать в повседневности, связана с костюмом. Многослойность одежды в деревнях считалась признаком безопасного, «очеловеченного» пространства. А открытость — напротив, признаком природного, небезопасного, дикого.

«Если есть запрос на первородность, дикость — нагота и распущенность вам в помощь. Если, напротив, хочется добавить „культуры“ в свой образ и взойти на пару ступенек по социальной лестнице — пересмотрите свой гардероб. Чем больше слоев, украшений, аксессуаров и прочих дополнительных предметов, тем сложней и „культурнее“ будет восприниматься образ».

Елизавета Тюгаева

Фольклор, еда и стабильность

Крестьянские девушки. Новгородская губерния. Сергей Прокудин-Горский, 1909

Россия — страна морозов, даже в южных регионах зимой ничего не растет и не зацветает, а значит, заготовки — сушение, квашение, соление — это необходимая мера выживания.

«Что я вижу как психолог в такой развитой культуре консервации? Перспективу будущего! Если я делаю заготовки на зиму, то в моих планах — как минимум дожить до момента торжественного поедания».

Елизавета Тюгаева

Да, сегодня многое продается в магазинах, а с развитием парниковой культуры те же огурцы и помидоры можно не солить, а есть свежими круглый год. Но, во-первых, в правильно заготовленных продуктах есть своя и весьма немалая польза для здоровья, а во-вторых, воспринимать их можно как своеобразную терапию.

«Уверена, что консервация как хотя бы разовый культурный акт — это очень важная практика обретения определенности в кризисные моменты хаоса. Возьмите и законсервируйте что-нибудь лично: банку моченых яблок, или маринованных грибов, или соленых огурцов, — и поставьте в холодильник как оплот стабильности и надежды на будущее. Пусть стоит, а вы будете знать, что что бы ни случилось — „и это пройдет“, а банка останется».

Елизавета Тюгаева

Фольклор и трудные жизненные этапы

«Свадебный поезд», Александр Бачкури, 1912

Мы подошли к самой важной части нашего разговора о фольклоре. Елизавета Тюгаева считает, что развитие психотерапии напрямую связано с утратой народных обрядовых практик, которые помогали нашим предкам переживать сложные переходные этапы, будь то радостные события (например, свадьба или рождение ребенка) или трагичные, такие как смерть.

В «заунывных», на взгляд современного человека, песнях люди проживали свои страх и боль, а в обрядах « переходов

Впервые термин «переход» ввел французский антрополог Арнольд Ван Геннеп в 1909 году. Исследуя ритуалы разных культур, он заметил, что за кажущимся разнообразием форм лежит единая структура.

Итак, Ван Геннеп предложил трехчастную структуру перехода для любой культуры.

1. Умирание прежней сущности.

2. Организация пути в новое состояние.

3. Утверждение в новом качестве.

» помогали друг другу перенести смену социального статуса или в последний раз позаботиться о близком, ушедшем в мир иной.

«Переход — это всегда движение из точки А в точку Б, которое сопровождается внутренней и внешней трансформацией. Уход в прошлое культуры инициаций приводит к тому, что современному человеку стало сложно „умирать“ в одном качестве и перерождаться в новом, т.е. проходить естественные возрастные и жизненные кризисы. Другими словами, взрослеть становится все сложнее и сложнее, все больше тех, кто чувствует себя „вечно молодым, вечно пьяным“. Именно поэтому я вижу огромный психологический потенциал в старинных техниках свершения переходов. Это проверенная пилюля от инфантилизации общества».

Елизавета Тюгаева

Как использовать все это в современном мире? Например, внедрить фольклорные практики в важные этапы собственной жизни. На практике это не так уж и безумно, как кажется. Многие древние обряды до сих пор сохранились в традициях похорон. А вот свадьбы почему-то изменились коренным образом.

«Зачастую на современной свадьбе все складывается с точностью до наоборот: невеста и жених делают праздник для гостей, развлекают их. И вместо того чтобы накопить и собрать энергию, внимание с приглашенных и вложить в свое будущее, они все раздают. Свадьба закончилась, довольные гости идут по домам, а сил на жизнь у молодых не осталось. В обрядовой свадьбе гости не объект действия, а субъект, т.е. активно действующие лица, а жених и невеста, напротив, пассивный объект, все действо вращается вокруг них».

Елизавета Тюгаева

***

Больше об обрядах и фольклорных традициях, а также их пользе для современного человека вы можете узнать из книги Елизаветы Тюгаевой «ЯТЬ. Психотерапия русской традицией».

Читайте также