Романтические комедии и расхожие стереотипы учат нас двум абсолютно противоположным вещам: лучшая подруга — это человек, который похож на вас как две капли воды; женской дружбы не существует. Оба утверждения весьма спорны, особенно если обратиться к примерам из мировой литературы. Писатели уверены, что близкие отношения между двумя девушками, во-первых, возможны, а во-вторых, для этого совершенно не обязательно иметь схожие взгляды и убеждения. В нашем материале вы найдете примеры настоящей дружбы, которой не мешают ни разное положение в обществе, ни возраст, ни гендерная принадлежность.
Удивительным образом загадочный, депрессивный и вместе с тем прекрасный в своей тоскливой серости Петербург компонует человеческие судьбы, соединяя под своим крылом людей, в другом месте и в иное время даже не взглянувших бы друг на друга. Так встретились Таня и Ульяна в романе писательницы Кати Пицык «Город не принимает». Первая — вчерашняя школьница, приехавшая в северную столицу из глубокой провинции, вторая — привыкшая к роскоши эскортница.
Несмотря на поразительную, доходящую порой до абсурда непохожесть, молодые женщины оказываются спаянными настолько крепко, что разделить их может разве что катастрофа вселенского масштаба. Вместе они переживают нищету и ужас 90-х, восторгаются высоким искусством, учатся друг у друга простым вещам. «Город не принимает» — это не только гимн Петербургу, позволяющему остаться в своем пространстве только избранным, но еще и посвящение настоящим человеческим чувствам, которые на фоне разрухи и бесконечной слякоти видны особенно ясно.
Американский прозаик к теме искренней женской дружбы обращался, как известно, не раз. Вспомните его трогательный рассказ «Последний лист», где пожилой художник берется ценой своей жизни спасти девушку от пневмонии по просьбе ее подруги. История двух приятельниц легла в основу и другого произведения О. Генри — «Горящего светильника». Лу и Нэнси живут в Нью Йорке. Первая трудится гладильщицей в прачечной, вторая — продавщицей. Обе не упускают случая задеть друг друга или отпустить язвительное замечание по поводу внешнего вида. Однако Лу и Нэнси нежно любят друг друга и остаются рядом, несмотря ни на что.
Примечательным является и то, как в финале они внезапно меняются ролями. Лу, на протяжении всего сюжета бывшая «на коне» (симпатичный и преданный жених, большая зарплата, дорогие наряды), оказывается вдруг со всеми своими мехами и драгоценностями — в отстающих, ведь самое главное, любовь, она потеряла. Нэнси же, напротив, получает все, о чем мечтала, — и это отнюдь не солидный счет в банке. И тем не менее именно Нэнси оказывается подле приятельницы в минуту отчаяния, забыв былые обиды. Похоже, она готова простить Лу решительно все во имя дружбы.
Сестры Марч совершенно не похожи друг на друга: разные мечты, цели в жизни, характеры и увлечения. Однако есть то, что объединяет девочек: нежная привязанность и настоящая дружба. Зачастую самые теплые отношения устанавливаются между ближайшими родственницами, особенно в сознательном возрасте. Находясь бок о бок всю жизнь, Бетси, Мег, Джо и Эми вместе переживают и финансовые трудности, и болезни близких, не говоря уже о первых влюбленностях и разочарованиях. Это позволяет девочкам буквально срастись друг с другом и в любой ситуации оставаться преданными семейным ценностям.
К слову, трогательные сестринские отношения, описанные в романе Олкотт, основаны отчасти на реальных событиях. Писательница повествует о собственной семье, где всегда в почете были настоящая дружба, взаимовыручка и способность оставаться рядом даже тогда, когда это представляется совершенно невозможным.
Те, кто зачитывался авантюрными романами Александра Дюма, прекрасно знают, что в литературной вселенной француза любовь и предательство, вероломство и настоящая дружба существуют бок о бок. Но, как правило, на добросердечные отношения в книгах писателя способны исключительно мужчины, тогда как женщины, напротив, являют собой образец хитрости и коварства. К счастью, исключения все-таки случаются.
В знаменитом романе «Графиня де Монсоро», где на фоне религиозных войн в высшем обществе процветают разврат и лицемерие, находится место и теплым отношениям между двумя девушками — Дианой де Монсоро и Жанной де Сен-Люк. Приятельницы совершенно не похожи: вспомните только, как Жанна с удивительным бесстрашием переоделась в юношу, чтобы проникнуть к мужу, заключенному королем во дворце, тогда как Диана до самого конца так и остается образцом нерешительности и сентиментальности. И все-таки в мире, где нет места искренним чувствам, эти молодые женщины понимают и поддерживают друг друга даже на пороге смерти.