Экранизация одноименного романа Говарда Фаста
В 1959 году на широкие экраны вышел фильм «Бен-Гур» Уильяма Уайлдера, завоевавший 11 «Оскаров» и многократно окупившийся в прокате. И «Спартак» Стэнли Кубрика, выпущенный год спустя, должен был повторить успех своего предшественника. Но, увы, он уступил «Бен-Гуру» и по собранной кассе, и по наградам Американской киноакадемии (всего четыре золотых статуэтки).
Но история расставила все по своим местам: в наши дни «Спартак» признан шедевром мирового кинематографа, а картина Уильяма Уайлдера — просто хорошо сделанным голливудским фильмом-пеплумом. Во многом это заслуга Стэнли Кубрика, ленты которого сегодня приобрели культовый статус почти у всех киноманов и критиков. Каждую его работу стараются разгадать, найти в ней скрытый смысл и полунамеки. В «Спартаке», если верить киноведам, также полно чисто кубриковских ребусов (впрочем, сам режиссер не причислял эту работу к своим авторским лентам). Куда важнее то, какой эффект произвела картина, когда вышла в прокат.
Шел 1960 год. Эра маккартизма подходила к концу, вот-вот грянут бурные шестидесятые. И самым ярким сигналом грядущих перемен стал — да-да, фильм «Спартак», экранизация одноименного романа Говарда Фаста. Ведь его сценаристом выступил писатель из «Черного списка Голливуда» Далтон Трамбо. Его имя, появившееся в титрах картины, стало первым официальным признанием опального писателя с 1947 года. До этого с ним и здороваться на улице боялись! Его участие в проекте означало де-факто прекращение действия «черного списка». А если добавить к этому сам сюжет ленты и ее «революционный пафос», то примерно понимаешь, с каким облегчением вздохнули голливудские сценаристы и режиссеры. Стало можно так снимать!
Кстати, «Спартак» в странах соцлагеря собрал едва ли не большую аудиторию, чем у себя на родине. Советские киночиновники поняли посыл ленты. Еще бы! Ведь Спартак в ленте Кубрика устанавливает у себя в отряде (а затем и в армии) почти коммунистические порядки. Общая еда, имущество, общее стремление к свободе. Тема свободы — фундаментальная для современного социума — главный лейтмотив всего фильма. А римляне предстают перед нами хитрыми и алчными до славы и денег эксплуататорами. Их полководцы смахивают на диктаторов, только не в античном, а в современном понимании этого слова. Но весь этот революционный пафос смотрелся бы глупо без качественной режиссуры, превосходной актерской игры, отличных костюмов и визуальных эффектов. А всего этого в картине Кубрика было в избытке.
Для Кирка Дугласа роль Спартака стала одной из лучших его работ (образ взбунтовавшегося гладиатора потом еще долго ассоциировался именно с ним). Но не менее интересными были персонажи, созданные актерами второго плана. Так, Питер Устинов был удостоен «Оскара» за роль Лентула Батиата. А как блестяще сыграли Лоуренс Оливье (Красс) и Чарльз Лоутон (Гракх)!
Несколько слов о художнике-постановщике «Спартака». Им выступил знаменитый голливудский мастер Александр Голицын. За свою работу он получил очередной «Оскар». Всего Голицын за свою долгую кинокарьеру принял участие в создании 329 фильмов, а в его копилке — три награды Американской киноакадемии.
Кубрик умел подбирать кадры. Во всех смыслах этого слова.