7 декабря, 2018

«Щелкунчик и четыре королевства»: совсем другая сказка

Рецензия на долгожданный фильм с Маккензи Фой

Когда выходит в прокат картина по мотивам книги, любимой нами с детства, мы всегда немного нервничаем. Будет ли фильм достаточно хорош, чтобы не оскорбить наши детские воспоминания? Не испортят ли креативные кинематографисты историю, знакомую до мельчайших деталей?

Студия Disney, приступая к продвижению нового «Щелкунчика», сразу дала нам понять, что традиционного в экранизации будет немного. Так стоит ли смотреть этот фильм со своими детьми? Прежде чем ответить на этот вопрос, попробуем разобраться, откуда появился интерес к сюжету о девочке и деревянной кукле и чем он ценен для современного зрителя.

Когда в далеком XIX веке Эрнст Теодор Амадей Гофман сочинил красивую рождественскую сказку для детей своего друга, юриста и писателя Юлиана Гитцига, она далеко не сразу стала пользоваться успехом. История приобрела сумасшедшую популярность только в конце столетия, после премьеры в Мариинском театре легендарного балета Петра Ильича Чайковского на либретто Мариуса Петипа. Чудесная музыка очаровала весь мир, идеи многочисленных адаптаций захватили умы сперва театральных режиссеров, а потом и кинематографистов. Еще бы! Ведь каждый из рискнувших переделать старую сказку на новый лад наверняка в тайне мечтал об успехе авторов балета и славе главного новогоднего волшебника.

На съемках картины «Щелкунчик и четыре королевства» Лассе Халльстрём («Хатико» и «Шоколад») так увлекся процессом создания сказочных персонажей и атмосферы, что слегка не уложился в график и был вынужден передать свой пост Джо Джонстону («Джуманжи»), добавившего в ленту щепотку экшена. Благодаря стараниям двух режиссеров сказка получилась яркой и динамичной, а потому она, скорее всего, понравится и девчонкам, и мальчишкам. Шикарные костюмы и декорации, немного напоминающие миры бёртоновской Алисы и «Хроник Нарнии», стилизованная музыка из балета «Щелкунчик», дополненная мелодиями Джеймса Ховарда (это он написал саундтреки для «Фантастических тварей» и «Голодных игр»), невообразимая и грандиозная русская «клюква» в архитектуре — всё это действительно очень красиво. А графические мыши, как оказалось, просто невероятно милые существа!

Щелкунчик и четыре королевства

По большому счету, возмущение и недоумение от происходящего на экране могут испытать лишь те взрослые, которые начнут с первых кадров выискивать параллели с реальной жизнью и международной политикой. Но лучше не ломать голову над тем, кого вам так сильно напоминает Матушка Имбирь (которая в исходном балете была Мамашей Гигонь), почему в королевстве цветов всем заправляет Принц Боярышник, а нежная и трогательная Фея Драже стала розовой куколкой с характером. Вместо всех этих «серьезных взрослых размышлений» можно просто полюбоваться игрой актеров. Среди них не только Кира Найтли и юная Маккензи Фой, но и такие звезды, как Мэттью Макфэдьен, Хелен Миррен и Морган Фримен.

Если этого окажется недостаточно, чтобы заглушить тоску по «исковерканной» сказке, советуем понаблюдать за тем, как легко, весело и празднично получается у диснеевского «Щелкунчика» привить детям интерес к «скучной» классической музыке и балету, а заодно — рассказать о дружбе и ответственности, о любви к книгам и своим близким на их языке. Ведь под Новый год взаимопонимание поколений, ожидающих вместе праздничных чудес, становится для нас особенно важным.

Читайте также