Бывшая прима Наталья Леонова возвращается в город своего триумфа и падения. Замкнутая мать, мягкий Александр, высокомерный Дмитрий — каждый из ее прошлой жизни снова начинает оказывать влияние на нее. Заманчивое предложение вернуться на сцену обещает искупление и новые вершины. Но какая цена у второй попытки, если на кону стоит все?
«Город ночных птиц» — пронзительный психологический роман о силе и хрупкости, любви к профессии и ежедневном преодолении. Это книга о поисках себя в мире больших перемен и тихих внутренних бурь.
За строками «Города ночных птиц», второго романа Чухе Ким, автора «Зверей малой земли» и лауреата премии «Ясная Поляна» 2024 года, изящно скрыты как незабываемые образы, созданные талантливыми хореографами и танцовщиками, так и произведения великих композиторов.
Балет, как, впрочем, и музыка, — искусство, которое лучше один раз самим увидеть и услышать, чем прочитать о нем. Мы посчитали важным немного выйти за формат книги и создали три материала, которые, как мы надеемся, помогут читателям погрузиться в мир Натальи Леоновой, нашей героини. Важно не только прочитать, но также услышать и увидеть эту историю.
При содействии Ксении Поповой, декана балетмейстерского факультета ГИТИС, хореографа-консультанта по «Птицам», мы подготовили небольшой список пояснений с иллюстрациями к терминам, которые упоминает Чухе.
Классический танец обладает уникальной терминологией на французском языке, которая формировалась веками и отражает богатую историю развития искусства балета. Каждое движение, каждое па имеет своё точное название и значение.
Цель данного словарика — помочь читателям в понимании некоторых терминов классического танца, которые встречаются на страницах книги.
Жизнь артиста балета представляет собой каждодневный труд, повторение одних и тех же движений в различных комбинациях на протяжении всего профессионального пути. Построение женского балетного класса состоит из упражнений у станка и на середине зала, раздела allegro (прыжки) и отработки пальцевой техники.
В частности, мы обратились к бесподобной книге великой Агриппины Вагановой «Основы классического танца» (впервые издана в 1934 году). Рекомендуем это издание всем, кто интересуется искусством балета. Из этой же книги взяты иллюстрации.
Последовательность движений у станка и на середине зала одинакова: plié, battement tendu, battement tendu jeté, rond de jambe par terre, battement fondu, battement frappé, rond de jambe en l’air, petit battement, battement développé, grand battement jeté.
В дополнительном небольшом видеоролике продемонстрировано исполнение основных движений в чистом виде для наглядного понимания терминов.
Plié (от гл. plier — сгибать) — приседание на двух ногах в любой из пяти существующих позиций классического танца (или приседание на одной ноге в какой-либо позе). Различают demi-plié (полуприседание) и grand-plié (глубокое приседание).
Battement tendu (от сущ. battement — биение, взмах (крыла) и гл. tendre — тянуть, вытягивать) — вытягивание ноги из I или V позиции по направлению вперед/в сторону/назад c сохранением вытянутой стопы на полу.
Battement frappé (от сущ. battement — биение, взмах (крыла) и от гл. frapper — ударять) — движение с ударом работающей ноги по опорной ноге.
Rond de jambe en l’air (в пер. с фр. — круг ногой в воздухе) — движение, в котором работающая нога открыта в сторону на II позицию на 45° и при сохранении неподвижности верхней части ноги нижняя часть от колена описывает овал в воздухе (на картинке — справа).
Grand battement jeté (от прил. grand — большой, от сущ. battement — биение, взмах (крыла) и от гл. jeter — бросать) — бросок вытянутой ноги из I или V позиции выше 90°по направлению вперед/в сторону/назад.
Pirouette (в пер. с фр. — вращение) — поворот тела вокруг собственной оси на одной ноге.
Fouetté (от гл. fouetter — хлестать, подгонять) — виртуозное вращение на одной ноге на месте, во время которого рабочая нога делает замах до икры и возвращается в открытие в сторону на II позицию на 45°.
Sauté (от гл. sauter — прыгать) — прыжок на двух ногах по какой-либо позиции классического танца.
Changements (от сущ. changement — смена, перемена) — прыжки в воздухе из V позиции в V c переменой ног в воздухе.
Grand jeté (от прил. grand — большой и гл. jeter — бросать) — большой прыжок с одной ноги на другую с выбросом ноги вперёд или назад.
Relevé (от гл. relever — поднимать, приподнимать) — подъем на полупальцы или пальцы по какой-либо позиции классического танца или на одной ноге в какой-либо позе.
Pique arabesque (от гл. piquer — колоть) — движение при котором опорная нога «уколом» встает на полупалец или палец, а рабочая нога поднимается от пола на заданную высоту в позу классического танца — arabesque.
Chaînés (от сущ. chaîne — цепь, цепочка) — серия быстрых полуповоротов на 180°, исполняемых на полупальцах или пальцах, при помощи переступания с одной ноги на другую.
Bourrées (от гл. bourrer — перебирать) — мелкие танцевальные шаги-переступания с ноги на ногу (могут исполняться с переменой и без перемены ног) на полупальцах или пальцах. Существуют различные виды bourrées — pas de bourrée simple, pas de bourrée dessus-dessus, pas de bourrée suivi.
Arabesque (от сущ. arabesque — тонкая линия) — одна из основных поз классического танца с отведением вытянутой работающей ноги назад на battement tendu или с подъёмом на заданную высоту и определенным положением рук. Согласно системе А.Я. Вагановой определены четыре основные вида позы arabesque.
Attitude (от сущ. attitude — поза, положение) — поза croisée или effacée на одной ноге с рабочей ногой поднятой назад на заданную высоту и присогнутой в колене.
Port de bras (от гл. porter — носить и сущ. bras — рука) — система движений рук в классическом танце. Существует шесть форм port de bras.
Чухе сделала подборку своих любимых отрывков из упоминаемых в книге балетов и дала краткий комментарий по каждому видео.
Кирилл Батыгин, переводчик «Зверей малой земли» и «Города ночных птиц», собрал все упоминаемые Чухе музыкальные отрывки, дополнив их на свой вкус несколькими атмосферными композициями на тему поиска себя в большом городе.
Приятного путешествия всем читателям в мир классического танца!