Что писали в Большой Советской Энциклопедии о Годаре, Кубрике и других классиках мирового кинематографа?
Мы уже писали про то, как в СССР относились к творчеству отечественных и зарубежных писателей. С западным кинематографом у советской идеологии также были крайне непростые отношения. Некоторые режиссеры объявлялись друзьями Советского Союза (например, Чарли Чаплин), и их картины можно было увидеть в прокате (зачастую — весьма ограниченном). С врагами (точнее — идеологическими оппонентами) ситуация была противоположной. Шедевры Хичкока, Антониони, Годара подчас не были доступны даже киноведам...
Мы отобрали пять цитат из Третьего издания Большой Советской Энциклопедии (1969 — 1978 гг.), в которых описываются жизнь и творчество зарубежных киноклассиков XX века.
Творчество А. объединено темой одиночества человека в современном буржуазном обществе. Поставил фильмы: «Подруги» (1955), «Крик» (1957, в советском прокате «Отчаяние»), «Приключение» (1959), «Ночь» (1960), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964), «Блоуап» (1967). А., неприемлющий современную буржуазную действительность, с мастерством исследователя, тонкого психолога показывает крушение внутренних связей человека с окружающим миром. Трагическое отсутствие взаимопонимания между людьми, бесцельность существования, духовное оскудение героев, невозможность для них преодолеть изолированность режиссёр изображает как единственную и неизбежную форму жизни для всего человечества, фильмы А. пессимистичны, в них сильны иррациональные мотивы.
Режиссёр стремится доказать бессилие и обречённость всякой борьбы отдельной личности против капиталистического общества. Герои Г. (или, по определению теоретиков «новой волны», — антигерои) отчуждены в буржуазном мире, но они отвергают также и социализм, противопоставляя ему своё анархо-индивидуалистическое понимание личной свободы. Ритмически-импульсивный монтаж, частое применение ручной камеры и натурные съёмки, создающие впечатление документальности изображаемых событий, использование приёмов коллажа, заимствованных у модернистской живописи, характеризуют своеобразную стилистику фильмов режиссёра. В конце 1960-х гг. Г. снимает фильмы, в которых пытается отразить острые проблемы современности («Сделано в США», «Китаянка», «Уик энд», «Один плюс один», «Правда», «Ветер с востока» и др.), но нарочито подчёркнутая двусмысленность идеологических позиций Г., являющихся выражением типично мелкобуржуазного анархического «бунтарства» и смыкающихся в большинстве случаев с прямыми антикоммунистическими тенденциями, обесценивает социальное и художественное значение этих попыток.
К. обращается к важным проблемам современности, выступает против милитаризма и войны в фильмах «Пути славы» (1957, по роману Х. Кобса) и «Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и любить атомную бомбу» (1963). В числе наиболее известных фильмов: историческая кинокартина «Спартак» (1961), «Лолита» (1962, по роману В. Набокова), «2001 год: Космическая Одиссея» (1969, по повести А. Кларка), в котором в жанре научной фантастики трактуется проблема технического прогресса в освоении космоса. В 1972 К. поставил кинокартину «Заводной апельсин» (по роману английского писателя А. Бёрджеса), в которой сатирически обличает буржуазные нравы, мораль, считая, однако, зло неискоренимым.
Ставил детективные фильмы «Доктор Мабузе, игрок» (1922), «М» (1931, от немецкого Mörder — убийца) и др., герои которых — преступники, стремящиеся к власти, а главная тема — человеческое бессилие перед непреодолимыми силами зла. Режиссёр кинокартины «Нибелунги» (1924), где германцы представлены как высшая раса, фильма «Метрополис» (1926), в котором капиталистической эксплуатации противопоставлена идея классового мира. После установления фашистского режима (1933) эмигрировал во Францию (фильм «Лилиом», 1934, по Ф. Мольнару), а затем в США. Значительные работы Л. — фильм «Ярость» (1936), направленный против суда Линча, антифашистская кинокартина «Палачи тоже умирают» (1942).
В фильмах «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1935) углубились мотивы иллюзорности надежд, трагической бесплодности борьбы «маленького человека» против социальной несправедливости. Реалистическая природа этих фильмов сочетается с яркой комедийной условностью, трогательной стойкостью героя, гуманизмом в трактовке темы любви и поисков счастья. «Великий диктатор» (1941) явился меткой сатирой на фашизм, а политическая деятельность Ч. в годы 2-й мировой войны 1939–45 и его призывы к поддержке советского народа в войне против фашизма поставили Ч. в ряды прогрессивных деятелей мировой культуры. Послевоенная работа Ч. «Месье Верду» (1947), обличающая лицемерие капиталистического общества, вызвала яростную кампанию реакционных кругов США против режиссёра. В 1952 он создал фильм «Огни рампы», в котором нашли отражение авторские раздумья об искусстве, таланте и старости. В результате преследований Ч. вынужден был покинуть Голливуд и с 1952 поселился в Швейцарии. В 1957 поставил в Великобритании фильм «Король в Нью-Йорке» — сатиру на американский образ жизни, в 1967 — традиционную комедию «Графиня из Гонконга». Один из крупнейших режиссёров и актёров, Ч. оказал глубокое влияние на развитие мирового кино.