25 июля, 2016

Советская идеология о зарубежных писателях

Что писали в Большой Советской Энциклопедии об Оруэлле, Гамсуне, Ремарке и других классиках XX века?

В СССР к творчеству многих зарубежных писателей было, мягко говоря, довольно сложное отношение. Одни объявлялись друзьями Советского Союза (например, тот же Сартр, которому «подкорректировали» биографию, сделав активным участником движения Сопротивления), вторые из друзей превращались во врагов (Андре Жид), третьи предавались анафеме и их сочинения вовсе не издавались в стране, а за ввоз и хранение их книг полагались реальные тюремные сроки (Оруэлл, Мисима, Селин и другие). Своеобразным памятником подобного идеологического взгляда на литературу стала Большая Советская Энциклопедия.

Мы отобрали 10 цитат из Третьего издания БСЭ (1969 — 1978 гг.), описывающих жизнь и творчество Джойса, Хаксли, Гамсуна и других классиков XX века.

 

Джордж Оруэлл

Литературная и политическая репутация О. связана почти исключительно с его сатирой «Ферма животных» (1945), проповедующей бессмысленность революционной борьбы, и с романом-антиутопией «1984 год» (1949), в котором изображается общество, идущее на смену капитализму и буржуазной демократии. Будущее общество, по О., — тоталитарный иерархический строй, покоящийся на изощрённом физическом и духовном порабощении масс, полном попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений, всеобщего страха и ненависти.

С субъективно-идеалистических позиций О. рассматривает проблему свободы и необходимости, истинности знания, пытается обосновать волюнтаризм в политике. Предостережение о некоторых опасных социальных тенденциях и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью безысходности борьбы за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции воспользоваться творчеством О. для широкой антикоммунистической пропаганды (миллионные тиражи на многих языках, многочисленные радио- и телепередачи, кинофильмы). В 60–70-х гг. на Западе возрос интерес к идейному наследию О., за которое ведут между собой острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобуржуазные радикалы, усматривающие в О. предшественника «новых левых» и считающие, что многие тенденции современного западного общества выражены в «оруэлловских» описаниях 1984 года.

Источник.

 

Джеймс Джойс

В главном произведении Д. — романе «Улисс» (1922) развит наметившийся в «Портрете художника» метод «потока сознания». Избегая целостного изображения действительности, Д. фиксирует самые ничтожные поступки, ощущения и мысли персонажей. В этом калейдоскопе вырисовываются бесцельность и пошлость жизни, воплощённые в одном из героев «Улисса», дублинце Блуме. Объективно роман — это приговор буржуазной цивилизации, но критика Д. бесперспективна, т.к. он убеждён в извечной порочности человеческого общества.

Источник.

 

Андре Жид

В середине 30-х гг. Ж. на время примкнул к антифашистскому литературному движению; однако антибуржуазность Ж. оказалась поверхностной, асоциальный индивидуализм всегда брал в нём верх. В 1936 Ж. после короткой поездки в СССР написал антисоветский памфлет; в годы 2-й мировой войны эмигрировал в Тунис, но не выступал в печати против фашизма. Нобелевская премия (1947).

Источник.

 

Юкио Мисима

Сын крупного чиновника. Главные персонажи большинства романов М. оказываются физически или психологически увечными, их привлекают кровь, ужас, жестокость или извращённый секс («Исповедь маски», 1949, «Храм золотой беседки», 1956). В романе «Прекрасная звезда» (1962) автор желает гибели земной цивилизации. Романы М. часто становились бестселлерами, многие из них экранизированы. Идеолог ультраправых кругов, М. выступал за возрождение верноподданнических традиций («Крик души героя», 1967), проповедовал фашистские идеи (пьеса «Мой друг Гитлер», 1968). В 1970 во время неудавшейся попытки военного переворота покончил с собой.

Источник.

 

Олдос Хаксли

В 30-е гг. сатирическое начало в творчестве Х. слабеет. Он начинает абсолютизировать биологические свойства человеческой природы. Этапом в эволюции Х. стала «антиутопия» «Прекрасный новый мир» (1932); её основную идею писатель заимствовал из работы Б. Рассела «Научное мировоззрение» (1931). В «прекрасном новом мире» (название романа взято из «Бури» У. Шекспира) господствуют автоматизация, стандарт и бездуховность, в нём нет места искусству и самым естественным человеческим чувствам — любви и материнству. Ужас перед стремительным техническим прогрессом и неверие в социальный прогресс приводят Х. к идеям непротивления злу, к религии и восточной мистике. Но даже идею нравственного самосовершенствования в романе «После многих лет умирает лебедь» (1939) компрометирует гротескно-фантастическая концовка романа. Концепция человека, складывающаяся в произведениях Х. 30-40-х гг., сближается с модернистской, трактующей человека как низменное и грязное животное (роман «Обезьяна и сущность», 1948). В послевоенные годы Х. всё реже обращается к художественному творчеству. Путь Х. от рационализма к мистике — один из ярких примеров кризиса буржуазно-либерального сознания в 20 в.

Источник.

 

Эрих Мария Ремарк

В романе «Чёрный обелиск» (1956, рус. пер. 1961) писатель стремился в свете трагического опыта прошлого предостеречь от возрождения милитаристского духа в ФРГ. Поздние произведения Р. — романы «Жизнь взаймы» (1959, рус. пер. 1960), «Ночь в Лиссабоне» (1963, рус. пер. 1965) не свободны от беллетристических шаблонов. Индивидуалистический пацифизм и расплывчатость положительной программы составляют слабую сторону творчества Р.

Источник.

 

Луи-Фердинанд Селин

В 1936 С. приезжал в СССР, напечатал пасквиль на коммунизм — памфлет «Меа culpa» (лат. «Моя вина»; 1936). Апологет фашизма, С. проповедовал антисемитизм (памфлет «Безделицы для погрома», 1937), защищал гитлеровский расизм (памфлет «Школа трупов», 1938), раболепствовал перед немецко-фашистскими оккупантами (памфлет «Время затруднений», 1941). Разгром фашизма вызвал у С. ожесточение (записки «Феерия для иного случая», 1952). Автобиографические хроники «Из замка в замок» (1957) и «Север» (1960) посвящены агонии коллаборационизма, предсмертным дням фашистского режима.

Источник.

 

Кнут Гамсун

Марксистская критика (Г. В. Плеханов и др.) уже в начале 20 в. указывала на декадентские и реакционные тенденции в творчестве Г., в то же время отмечая его талант. М. Горький не раз писал о художественной силе и оригинальности лучших книг Г.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 Г. сотрудничал с немецкими оккупантами. После разгрома гитлеровской Германии он был отдан под суд за измену родине и подвергся бойкоту со стороны норвежской общественности. Годы ожидания суда (1945-48) описаны Г. в кн. «По заросшим тропам» (1949). Прогрессивные норвежские круги проводят грань между предательской позицией Г. в годы оккупации и его литературно-художественным наследием.

Источник.

 

Джек Керуак

В романе «На дороге» (1957) отразил характерные черты некоторой части американской молодёжи 50-х гг. («битничество»). Кризис анархического выступления «битников» изображен в романе «Биг Сур» (1962). В романах К. — рыхлая композиция, эпизодное построение сюжета, импрессионистические описания («Подземные люди», 1958, «Бродяги Дхармы», 1958). В мировоззрении К. проповедь безответственного гедонизма дополняется смесью буддизма и христианства.

Источник.

 

Анри Барбюс

В памфлетно-публицистической книге «Палачи» (1926) обличает белый террор в балканских странах. В 1927 Б. был активным участником Конгресса друзей Советского Союза в Москве. В 1928 опубликовал сборник новелл «Происшествия» (в рус. пер. — «Правдивые повести», 1929). В 1930 вышла книга «Россия», в которой Б. приветствовал строительство социализма. Книга «Золя» (1932, рус. пер. 1933) — в значительной мере эстетический манифест Б., утверждающий художественный реализм. Особенно ценя М. Горького, Б. называл его «великим светочем», открывающим «всему миру новые пути» (см. Избр. произв., М., 1952, с. 477). Б. руководил Всемирным конгрессом против империалистической войны (Амстердам, 1932), возглавлял основанный в 1933 Всемирный комитет борьбы против войны и фашизма, активно участвовал в подготовке и работе Международного конгресса молодёжи (Париж, 1933), Международного конгресса писателей в защиту культуры (Париж, 1935). Главное содержание книги «Сталин» (1935) — история советского народа, совершившего Великую Октябрьскую революцию, строящего социализм. В книге, однако, преувеличена историческая роль Сталина.

Источник.

Читайте также