14 ноября, 2025

«Мой первый круиз»: презентация летней новинки от Аси Лавринович

На встрече Ася Лавринович познакомила гостей с героями книги, раскрыла интересные сюжетные детали и поделилась забавными фактами о процессе написания романа.

Расскажите, пожалуйста, немного о вашей новой книге. Как она отличается от ваших предыдущих произведений с летней тематикой?

Моя новая книга, «Мой первый круиз», прежде всего отличается локациями. Впервые я обратилась к такой теме, и меня вдохновили мои собственные путешествия. Читатели, вероятно, заметили по моим соцсетям, что с 2022 года я активно участвую в различных книжных фестивалях и мероприятиях, куда меня приглашают. За это время я побывала во многих городах, включая города на Волге, которые особенно близки моему сердцу.

Волга всегда была для меня источником вдохновения. Даже до того, как я стала писательницей, я часто отдыхала там с семьей и восхищалась её мощью, просторами, закатами и игрой воды. Эти чувства трепета и любви легли в основу книги.

Побывав в нескольких городах на Волге, я решила написать о героине, которая живёт в одном из них. При этом я намеренно не назвала город, где живёт Василиса, чтобы читатели могли представить свой родной или любимый город. Таким образом, главное отличие этой книги — необычная для меня локация, вдохновленная путешествиями.

Вы упомянули главную героиню. Можете рассказать подробнее о Василисе? Какая она? Что нам стоит о ней знать?

Мне кажется, Василиса — одна из самых разумных моих героинь. У неё действительно есть чему поучиться. Она серьёзная в одних ситуациях и более лёгкая в других. Кроме того, она обожает животных. Кстати, этой книгой я вдохновилась не только на Волгу, но и на больших собак — я их очень люблю. В книге их целых две, и они огромные!

Захотелось написать не только о любви к парню или близким — друзьям, сёстрам, братьям, — но и затронуть тему наших меньших братьев. Поэтому здесь особое внимание уделено животным.

Были ли сцены, которые вы написали, но они не вошли в окончательную версию книги? Возможно, что-то осталось за рамками из-за редактуры или других причин?

У меня никогда не бывает таких сцен — ни в этой книге, ни в каких-либо других. Мне всегда жаль что-то вычёркивать или убирать. Хотя, общаясь с коллегами, знаю, что многие пишут черновики, а потом выкидывают целые главы, иногда даже публикуют их как бонусы. Но я сразу пишу всё в чистовик и ничего не удаляю.

Какие книги, сериалы или песни вдохновляют вас больше всего?

Мне кажется, меня вдохновляет практически всё, что я смотрю. Даже если это далеко от тематики моих произведений, всё равно что-то находит отклик. На самом деле, у меня нет строгих предпочтений в жанрах — ни в книгах, ни в фильмах, ни в музыке. У меня скорее «винегрет» из всего, и главное для меня — постоянно что-то смотреть, читать и слушать. Никаких конкретных ограничений или фаворитов нет.

Расскажите, пожалуйста, в каких-то ваших книгах повествование ведётся от первого лица, а в каких-то — от третьего. Как вы определяете, с какой точки зрения будет написана следующая книга?

Наверное, всё зависит от моего настроения и желания экспериментировать. Поскольку я пишу в одном жанре и мои персонажи примерно одного возраста, с похожими локациями — школа, университет, — иногда хочется отойти от привычного и попробовать что-то новое.

Например, в книге «Влюбить за 90 секунд» я чередовала точки зрения героев, чтобы добавить комичности ситуациям, когда героиня выдаёт себя за другую, а герой тоже скрывает свою истинную сущность. Этот приём помог создать юмористический эффект.

А в книге «В поисках сокровища» такой подход был скорее экспериментом. Просто захотелось разнообразить повествование, поиграть с сериями и точками зрения персонажей.

Как автор, что вызывает у вас наибольшие переживания?

Авторы — настоящие тревожники, мы переживаем обо всём. Например, я часто беспокоюсь, смогу ли вообще придумать что-то новое. Ещё больше волнуюсь, как читатели воспримут историю. Ведь сюжет, концовка и персонажи приходят такими, какими они приходят, и ты не можешь просто «перевернуть» свой мозг иначе. Всегда думаешь: понравится ли это читателям? У всех разные ожидания, особенно у тех, кто уже прочитал множество книг и имеет свои любимые истории. А если это первый опыт знакомства с тобой как автором? Захватит ли их эта история? Конечно, волнение присутствует всегда, но главное — не зацикливаться, а получать удовольствие от самого процесса писательства.

Сколько времени у вас уходит на написание одной книги? И какой ваш любимый троп в книгах?

Если говорить о ежедневной работе, а для меня писательство всегда было именно работой, то комфортный темп составляет в среднем 3–4 месяца на одну книгу.

Что касается любимых тропов, я знаю, что этот троп нравится и читателям, и мне самой — «от ненависти до любви», особенно в романтических сюжетах. Хотя, если честно, в моих книгах чаще всего непроизвольно появляется троп «от дружбы до любви».

Как вы считаете, что изменилось в ваших книгах с момента, когда вы только начинали писать? Какие изменения вы вносили, чтобы сделать свои произведения лучше и интереснее? Как вообще происходило это развитие?

Честно говоря, мне кажется, что в моих книгах практически ничего не меняется. Да и читатели, скорее всего, этого бы не заметили, ведь я пришла в издательство уже с готовыми произведениями — их было около шести. Все они сразу были взяты к публикации. Потом несколько лет я писала новые книги, а когда запас новых историй заканчивался, издательство возвращалось к старым.

Например, книги, написанные мной в 2016 году, вышли только в 2024-м. И когда я читаю отзывы, где пишут, что автор «повзрослел» или «помудрел», это, на самом деле, лишь начало моего творческого пути. Я просто живу какими-то периодами своей жизни — весёлыми, грустными — и отражаю их в книгах. Иногда хочется написать лёгкий ром-ком, как «От одного зайца», а иногда — почти триллер, как «Всё из-за тебя».

На мой стиль и темы влияет не столько мой рост как автора, сколько моя настоящая жизнь за пределами книг. Поэтому всё зависит именно от того, какой жизненный этап я прохожу в тот или иной момент.

Планируете ли вы когда-нибудь писать книги в жанре детектив, или ваше творчество будет сосредоточено только на романтических историях?

С детективной составляющей у меня сложно. Хотя я люблю читать детективы, мне кажется, мой мозг не настроен на создание действительно интересных сюжетов в этом жанре. В моих историях иногда появляются загадки, но, как правило, читатели быстро их разгадывают. Это скорее фоновые элементы, чем основная линия. Думаю, для создания качественного детектива нужен особый склад ума, даже несмотря на мою начитанность в этом жанре.

Бывало ли у вас такое, что появлялась отличная идея, вы начинали писать, но внезапно сталкивались с выгоранием? Если да, то смогли ли вы завершить эту историю, и была ли она в итоге опубликована?

Всё, что я начинала, было дописано и увидело свет. Знаете, когда ты увлечён историей, начало пишется быстро и легко. Но у авторов часто возникают сложности с серединой — это так называемое «серединное болото». Ты знаешь, как начать и как закончить, но путь к финалу иногда вызывает затруднения.

Меня всегда вдохновляет и мотивирует финал — это моя любимая часть работы над книгой. Я обожаю заканчивать истории. Поэтому всегда думаю: нужно обязательно довести всё до конца. В этом мне помогают заметки, где я, бывает, сразу прописываю финал и двигаюсь к нему.

И когда кто-то в рецензиях пишет, что автор, возможно, не знал, как закончить книгу, в моём случае всё наоборот. Чаще всего я чётко знаю финал, а вот с началом и серединой приходится размышлять. Именно финал ведёт меня через весь процесс написания.

Среди всех ваших книг есть ли такие, которые вам было интереснее или легче всего писать? И, наоборот, были ли книги, над которыми было сложнее всего работать?

Если говорить о любимых книгах, то «Нелюбовь Сероглазого короля» занимает особое место, но не столько из-за сюжета, сколько из-за самого процесса написания. Это было практически начало моего творческого пути. Тогда у меня было много вдохновения, времени и идей. Была весна, путешествия — я чувствовала себя воодушевленной и полной энергии.

Именно с этой историей ко мне пришли первые читатели на площадке самиздата, и именно она привлекла внимание издательства. Поэтому для меня эта книга особенно дорога.

А вот писать «Всё из-за тебя» было сложнее всего. На эту книгу ушло 8 месяцев, что выбивается из моего обычного темпа в 3–4 месяца. Но это было связано, скорее, с личным периодом в жизни — не самым лучшим для меня.

Я хотела спросить: когда к вам приходит вдохновение? Что именно вас вдохновляет, когда вы пишете книги или придумываете идею для новой истории? Какие источники вдохновения вы используете?

Я стараюсь, как уже говорила, много читать, смотреть, гулять и общаться. Меня вдохновляет насыщенная жизнь. Между написанием книг я делаю перерывы, чтобы восполнить запас положительных эмоций и впечатлений. Затем составляю примерный план и приступаю к работе. Если возникают сложности или нехватка вдохновения, я знаю: главное — начать писать, даже если кажется, что нет сил. Как говорится, аппетит приходит во время еды.

То же самое с процессом написания. Можно поставить таймер на 10 минут и сказать себе: «Просто попробую написать немного». Но часто бывает так, что через эти 10 минут ты уже втягиваешься и продолжаешь работу.

Поэтому, наверное, вдохновение нужно мне скорее на этапе обдумывания идеи, понимания, о чём будет история. А дальше это уже вопрос дисциплины и упорства в преодолении своих внутренних барьеров.

Появляются ли у вас сразу образы главной героини и других персонажей в плане внешности, или эти образы формируются позже?

У меня, наверное, образы появляются сразу, но они не имеют четких прототипов. Когда я пишу, я не думаю о конкретных актерах и не ищу фотографии для вдохновения. В этом смысле мне, наверное, повезло с экранизацией: у меня не было в голове конкретных образов Наташи или Тимура, как они должны выглядеть. Они появились только после того, как я увидела актеров. Я ни на кого не опираюсь — ни на фотографии, ни на реальных людей. Просто в моей голове возникают образы, и персонажи словно плавают в воображении, пока я пишу.

Что побудило вас изменить свой профессиональный путь и какие факторы на это повлияли?

Сейчас расскажу, как всё было на самом деле. Где-то в интернете закрепилась ошибка, и, хотя я пыталась её исправить, информация уже разошлась слишком широко — «что написано пером, не вырубишь топором».

На самом деле моё первое высшее образование — это журфак. Я окончила его и даже год проработала по специальности. Но, будучи интровертом, мне было сложно выходить из зоны комфорта: постоянно звонить, ездить, что-то узнавать. Мне нравилось в редакции только одно — когда давали задание написать статью, и я могла спокойно сидеть сама с собой, ковыряться в тексте целый день. Когда же требовалось срочно что-то узнавать или бегать за новостями, я поняла, что это не моё. И я уволилась.

Тогда, как сейчас модно говорить в рилсах (хотя я миллениал), я решила не терпеть и отправилась искать себя. В семье у меня мама — библиотекарь, но все остальные родственники юристы: дяди, тёти, папа, сестра. Я подумала, что, возможно, во мне тоже есть что-то юридическое, и решила попробовать. Поступила на юрфак для получения второго высшего образования, но там всё оказалось совсем не моим.

Тогда я окончательно осознала, что моя стихия — тексты. Мне нравилось фантазировать, воображать, придумывать. Именно это подтолкнуло меня попробовать себя в художественной литературе. Этот опыт стал своего рода пинком, который показал мне, чем я действительно хочу заниматься.

Что вы посоветуете молодым начинающим писателям?

Не стоит долго обдумывать идею, растягивая её на несколько лет. Просто сядьте и начните. Если говорить конкретнее, мне помогают планы: я примерно расписываю начало, середину и концовку. Иногда составляю анкеты для героев, чтобы лучше их понять.

И по возможности важно каждый день уделять хотя бы немного времени тексту, постоянно оставаться в своей истории. Тогда вы сами будете стремиться завершить её, вовлечься в процесс и донести свою идею до конца. Наверное, самое главное здесь — это регулярность.

У меня вопрос о книге «Мой первый круиз». В ней появляется персонаж, который является своеобразной пасхалкой из одной из ваших предыдущих историй. Как возникла идея включить его в сюжет? Может быть, это решение пришло в процессе написания прошлой книги, или он так удачно вписался, что вы решили добавить его в одну из следующих историй?

Сначала у меня появился персонаж с определённым характером, но изначально это была женщина. Я писала о ней как о женщине, но потом подумала: «Кого-то она мне напоминает». И тут я вспомнила, что у меня уже был похожий персонаж в одной из предыдущих историй. Так и родилась идея включить его в книгу как пасхалку.

Кроме того, есть ещё одна пасхалка, связанная с группой, которая играет на круизе. Возможно, те, кто прочитал все мои истории, узнают эту петербургскую группу. Это очень лёгкий намёк, но тем не менее получилось две пасхалки.

Интересно, что это первый раз, когда я использую пасхалки в основном тексте книги, если не считать бонусов в подарочных изданиях. Всё немного перекликается, особенно характеры героев.

Читайте также