Факт 8. Чарльз Диккенс ненавидел Братство прерафаэлитов
С современной точки зрения очень интересно исследовать, как когда-то молодая амбициозная группа художников сражалась с общественным мнением, добиваясь, чтобы их работы приняли всерьез. У Братства было множество критиков, и многие считали их лишь торопливыми выскочками, лишенными точности истинных мастеров, а их реализм — безвкусным.
Панч опубликовал карикатуру на «Мариану» Милле, где она изображена с непропорционально большой головой, и публика посещала Летнюю выставку Королевской академии, исключительно чтобы посмеяться над этой картиной, а критики писали многочисленные презрительные отзывы (один из которых дословно приведен в «Мастерской кукол»).
Диккенс был среди тех, кто презирал искусство прерафаэлитов и сурово атаковал «Христа в родительском доме» Милле:
«Перед вами интерьер плотницкой мастерской. На первом плане этой мастерской — отвратительный, кривошеий, всхлипывающий рыжий мальчишка в ночной рубашке с раной, видимо, от палки другого мальчишки, с которым он играл в близлежащей сточной канаве, и эту рану он демонстрирует коленопреклоненной женщине, столь ужасной в своем уродстве, что (если предположить, что человеческое существо способно хоть мгновение прожить со столь изломанной шеей) она бы выделялась, как монстр, даже в самом жутком кабаре Франции и самом грязном кабаке Англии. Здесь передано такое уродство черт, частей тела и чувств, какое только возможно выразить».
Интересно, что Диккенс критиковал даже «уродство» моделей, с которых Милле писал персонажей картины, а не только мастерство художника.