«Мастер и Маргарита», «Дети Арбата», «Generation П» — эти и другие книги о столице в нашем материале
Москва всегда вдохновляла, восхищала, очаровывала (а зачастую и пугала) писателей и поэтов. Она была местом действия великого множества самых разных по жанру и стилю художественных произведений. Вспомним «Москву и москвичей» Гиляровского, рассказы Чехова или романы Толстого.
XX век с его бурной, яркой и одновременно с этим страшной историей особенно сильно повлиял как на город, так и на литераторов, писавших о нем: революции, войны, репрессии, масштабные (пере-)стройки, новые люди, стремившиеся в Москву со всех концов страны. Менялся облик и психология москвичей, а вместе с ними облик и психология литературных персонажей. При этом отдельной яркой темой стал быт столицы и ее обитателей.
Мы отобрали 10 культовых романов о Москве, написанных в XX веке, в которых наиболее ярко отразились все противоречия как самого города, так и эпох, свидетелем которых он был.
Пожалуй, это самый известный роман о Москве, написанный в XX веке. Он уже давно разошелся на цитаты и стал поистине народным достоянием. Даже те, кто не читал его, знают откуда, например, вот эти фразы: «Рукописи не горят» или «Квартирный вопрос испортил москвичей». Но булгаковская Москва — это не только реальность «Мастера и Маргариты». Вспомните хотя бы его пьесы (например, блистательную комедию «Иван Васильевич», экранизированную Гайдаем) или рассказы (та же «Столица в блокноте»).
Это, конечно, не совсем роман о Москве, но и о ней в том числе, ведь действие второй части книги происходит именно там. Остап Бендер и Киса Воробьянинов отправляются в столицу молодой Советской Республики, на дворе буйные 20-е годы. Цитата из книги для поднятия настроения:
«Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской площади. Справа от них высились геральдические курочки Ярославского вокзала. Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.
— Очень удобно для свиданий! — сказал Остап. — Всегда есть десять минут форы».
Юрий Трифонов был мастером «городской прозы». Он довольно точно передал атмосферу как холодной сталинской Москвы, так и уставшего скучающего города эпохи застоя. Действие многих его произведений происходит именно в столице. Самый известный и популярный его роман — «Дом на набережной». Он во многом автобиографичен: знаменитый дом с не менее знаменитыми жильцами, удивительные одноклассники, репрессии... Но и такие гениальные работы писателя как, «Время и место» или «Обмен», также стоит прочесть, чтобы почувствовать безвозвратно ушедшую Москву, город Юрия Трифонова.
Многие ключевые сцены романа «Доктор Живаго» происходили именно в Москве. В наше время даже проводятся экскурсии по местам и улицам, которые упоминаются в этой легендарной книге: Красная Пресня, Арбат, Сивцев Вражек, Камергерский переулок и т.д. Вспомним хотя бы эпизоды, произошедшие в Москве во время Революции 1905 года. При этом Пастернак описал словно два разных города. С одной стороны, Москва дореволюционная, с другой, Москва красная. Два лика одного города, два образа одного века.
«Московская Сага» написана в жанре семейной хроники. Это трилогия, в которую входят следующие книги: «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». В них рассказывается о жизни и судьбе трех поколений семьи Градовых с начала 20-х до 50-х годов прошлого века. Отдельный герой этой трилогии — сталинская Москва со свой тяжелой напряженной атмосферой. Но даже тогда главные герои находили в себе силы быть счастливыми вопреки всему.
Тетралогия «Дети Арбата» писалась долго. Анатолий Рыбаков начал свою работу над ней в конце 50-х, а закончил лишь в 1982-м. Это масштабный труд о поколении тридцатых годов, на чью долю выпали война и репрессии. Все книги, вошедшие в тетралогию, носили во многом автобиографический характер. Писатель был осужден по знаменитой 58-й статье, скитался по стране, воевал... В «Детях Арбата» Анатолий Рыбаков попытался понять феномен сталинизма и то, как он повлиял на страну и его родной город.
Дополняет портрет сталинской Москвы роман Солженицына «В круге первом». Марфинская шарашка, МИД, кабинеты вождей, квартиры сытой советской номенклатуры, общежитие... В течение трех холодных декабрьских дней 1949 года ломаются судьбы многих героев этого романа. В 1948-1949 годах Солженицын работал в Марфинской шарашке и восстановил во всех деталях быт и атмосферу этого страшного заведения, которое, к сожалению, тоже было частью молоха по имени Москва.
На смену советской Москве пришла Москва постсоветская. Лихие 90-е с их бандитами, диким капитализмом, политическими интригами и контрастами. Виктору Пелевину удалось уловить дух этой крайне противоречивой эпохи, которая вспыхнула в конце прошлого века. И главный герой романа, Вавилен Татарский, вполне соответствует духу этого времени.
Если речь заходит о творчестве Андрея Белого, тут же вспоминается знаменитый роман «Петербург». О «Москве» же незаслуженно забывают... И вряд ли кто-нибудь вспомнит, как называются все книги этой трилогии (на всякий случай перечисляем: «Московский чудак», «Москва под ударом» и «Маски»). Вот что сам автор писал о своем грандиозном замысле: «Роман „Москва“ задуман в трех томах, из которых каждый — законченное целое; но оба лишь создают целое — „Москву“, как мировой центр».
Анчаров вспоминает в этом романе о безвозвратно ушедшей Благуше (ныне район Соколиная Гора), которая во времена молодости писателя была рабочей окраиной Москвы. Роман легко читается и оставляет ощущение непередаваемой легкости на душе.
Вот, например, примечательный отрывок из него: «Боже мой, какие были названия! Хапиловка, например. Это такая речка, которая состояла из чистой воды керосина. Или Божениновка. А Благуша? Одни говорят, что это имя основателя района. Помните, у Пугачева был сотрудник по имени Хлопуша? Все наши благушинские считали, что это просто опечатка. А какие тексты, какие надписи были на Благуше! На Семеновском кладбище был мраморный гроб с кистями, и на нем надпись: „Купец 2-й гильдии Гудалов родился в 1861 году, умер в 1913 году от любящей жены“. Умер от любящей жены! Искренне и хорошо».