Рассказываем, как у здания появился шпиль, какие факультеты там разместились и откуда там треугольные комнаты
Высотка на Воробьевых горах давно стала символом Московского университета. В 50-х она помогла сплотить учебное заведение, близкое к распаду, и подчеркнула его статус среди остальных вузов страны.
Об истории и задачах здания рассказал преподаватель МГУ Роман Янковский в книге «Высотка номер один». Мы внимательно прочли его труд и выбрали пять нетривиальных фактов о знаменитом архитектурном памятнике.
Как вы помните, все «семь сестер» венчают остроконечные шпили. Долгое время этот элемент почти не использовался в советской архитектуре, и первые проекты высоток не имели единого решения. Лев Руднев, главный архитектор ансамбля на Воробьевых горах, придумал несколько вариантов для вершины здания, среди них были сноп колосьев, глобус, а также статуи Ломоносова и Сталина. На последней и планировали остановиться, но обошлось. Легенда гласит, что шпили для высоток предложил сам генсек, а когда узнал, что его фигурой хотят увенчать главное здание университета, ответил: «Только после Ленина», то есть после завершения Дворца советов, который так и не был построен.
В общем, фигура Сталина, к радости строителей, так и не «украсила» высотку, все равно бы пришлось снимать после его смерти. Но и со шпилем тоже были проблемы:
«Строители столкнулись здесь с частным случаем проблемы курицы и яйца: самый большой кран стоял в ядре здания, и его требовалось демонтировать, чтобы освободить место для шпиля со звездой. Но чем тогда поднимать эту конструкцию?
Эта проблема доставила много сложностей строителям. Вертолет еще был экспериментальной диковинкой, да и вряд ли он осилил бы такой вес. Руднев, отчаявшись, предлагал поднять шпиль огромным аэростатом, однако в итоге инженеры нашли менее экзотичный способ. Сначала по частям разобрали и спустили большой кран. Затем пятидесятиметровую конструкцию шпиля собрали прямо внутри каркаса: он встал на этажах будущего Музея землеведения. Шпиль облицевали, прикрепили сверху звезду (напомню, все это — внутри здания) и очень медленно вытянули наверх лебедками».
Роман Янковский, «Высотка номер один»
На постройку главного здания тратились огромные деньги. Но кое-где все-таки получилось сэкономить. Например, на декоративных решетках и розетках. Многие из них сделаны вовсе не из металла и гипса, а из бумаги! Точнее из папье-маше, а сверху покрыты тонким слоем настоящей бронзы или алюминия. Эта технология была известна еще со времен Екатерины II и в свое время применялась при строительстве Большого театра.
Высотка МГУ — это, конечно, символ университета, но уже на стадии проектирования стало понятно, что для «серьезных» факультетов оно малопригодно. На Воробьевы горы изначально планировалось переводить преподавателей и студентов, занимающихся точными науками. Гуманитарии не могли разработать атомную бомбу или создать новые технологии, а значит, оставить их в старом здании было не зазорно.
В то же время химическому факультету требовались отдельная вентиляция и канализация, физическому — малоэтажное здание с хорошим фундаментом для точных измерений. От небоскреба руководство этих школ всячески открещивалось. В итоге первыми обитателями высотки стали географический, геологический и механико-математический факультеты. Остальные помещения были отданы под музеи, общежития и квартиры.
Организовать огромное пространство так, чтобы оно было пригодно для учебы и жизни, непросто. Инженеры 50-х в деталях продумали системы вентиляции, отопления и пылеудаления. Так что даже в треугольных каморках (да-да, в высотке МГУ из-за ее сложной архитектуры есть и такие) держится комфортная температура. Ребристая поверхность башен позволила сделать больше оконных проемов и создать светлые помещения, даже если это небольшие студенческие комнаты. Лифты, доезжающие до верхних этажей здания, — еще одна редкость эпохи, в начале 50-х их хватало для того, чтобы предотвратить столпотворение в холлах.
В крупных профессорских квартирах изначально были задуманы комната для прислуги и отдельная кухня с персональным мусоропроводом. Последний приносил массу проблем, и жильцы старались от него избавиться. На верхних этажах были спланированы террасы и открытые солярии, которые, впрочем, почти сразу были перестроены в дополнительные жилые помещения.
Несмотря на рассказы о тесноте и плохом ремонте, абитуриенты МГУ до сих пор мечтают заселиться в высотку на Воробьевых. Что уж говорить о первых жителях! На заре своего существования общежитие действительно напоминало роскошные апартаменты. Восьмиметровые комнаты студентов и двенадцатиметровые аспирантские «квартиры» (позже руководство университета пошло по пути «уплотнения») были подключены к центральному отоплению, оснащены душем и всей необходимой для учебы мебелью.
«По обстановке комнат заметно, как архитекторы старались решить противоположные задачи удобства и стиля. С одной стороны, мебель сделана функциональной и по возможности компактной <...>. С другой — и стиль, в котором выполнена мебель, и материалы (массив ясеня, дуба и ореха) не допускают вольностей в трактовке: перед нами классический интерьер в духе сталинского времени».
Роман Янковский, «Высотка номер один»
У студентов были свои прачечные, столовые, рекреации с глубокими креслами и фортепиано, спортзалы, бассейн и даже магазины. Существует легенда об одном из поступивших абитуриентов мехмата, который, однажды зайдя в здание высотки, вышел из него уже с красным дипломом.
О других мифах и секретах легендарного здания читайте в книге Романа Янковского «Высотка номер один».