Набоков, Мережковский, Горький: кто еще так и не стал нобелиатом?
Присуждение Нобелевской премии по литературе — это всегда событие мирового масштаба. За годы существования высокой награды ее удостоились многие выдающиеся писатели, поэты и драматурги, внесшие огромный вклад в культуру. Но не все решения Комитета можно назвать однозначными, ведь не раз были и откровенно спорные награждения.
Мы вспомнили пять русских классиков, которые по тем или иным причинам так и не получили Нобелевскую премию.
Когда в 1906 году Лев Николаевич узнал, что Российская академия наук выдвинула его кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, то приложил максимум усилий, чтобы высокая награда ему ни в ком случае не досталась. И нобелевку в тот год получил итальянский поэт Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня вспомнит не всякий литературовед.
Вот что писал Толстой в связи с невручением ему Нобелевской премии: «Во-первых, это избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых». В этом весь Лев Николаевич.
Исторические романы Мережковского были крайне популярны в Европе в начале прошлого века. Особенно книги из трилогии «Христос и Антихрист». Еще при жизни автора тот же «Юлиан Отступник» выдержал десятки переизданий. Его выдвинули на Нобелевскую премию по литературе в 1914 году, но началась Первая мировая война, и шведским академикам стало не до Мережковского...
В 1915 году высокая награда, несмотря на военный конфликт, все же была вручена, но, увы, не Дмитрию Сергеевичу, а французскому писателю Ромену Роллану. Мережковский, уже находясь в эмиграции, еще несколько раз выдвигался на Нобелевку. Но, как мы знаем, досталась она другому писателю-эмигранту — Бунину.
С Горьким у Нобелевского комитета были довольно сложные отношения. Вот что писал о нем шведский литературовед Альфред Йенсен: «Анархистские и часто совершенно сырые творения Горького, без сомнения, никоим образом не вписываются в рамки Нобелевской премии». Несмотря на столь «лестный отзыв», на высокую награду «буревестника революции» все же несколько раз выдвигали, но каждый раз его обходили не менее талантливые и заслуженные литераторы. Например, премию 1923 года (на которую претендовал Горький) присудили одному из крупнейших поэтов ХХ века — ирландцу Уильяму Батлеру Йейтсу.
«Автор аморального и успешного романа „Лолита“ ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию», — писал в 1963 году постоянный член Шведской академии Андерс Эстерлинг. В расчет не принимались, судя по всему, другие произведения автора, написанные им как по-русски, так и по-английски. Заложником точно такой же ситуации оказался, например, японский писатель Дзюнъитиро Танидзаки.
Выдающийся философ Николай Бердяев также мог стать нобелиатом. Он многократно выдвигался на высокую награду. Но в разные годы премию вместо него получили Вильхельм Йенсен, Габриэла Мистраль, Герман Гессе и Томас Элиот. Вполне достойные люди, как видите. Но все равно обидно…