Рассказываем об истории создания музея восковых фигур и книге Эдварда Кэри «Кроха»
В декабре 1761 года во французском Страсбурге появилась на свет маленькая девочка. При рождении она получила имя Анна-Мария, но все звали ее Мари или просто — Кроха. Спустя годы, уже под фамилией Тюссо, она прославится на весь мир благодаря своим восковым фигурам.
Романист Эдвард Кэри решил рассказать историю появления одного из самых знаменитых музеев и написал об Анне-Марии книгу, а мы выбрали из нее самые интересные факты и цитаты.
Неслучайно Эдвард Кэри назвал свой роман «Кроха»: отважная Мари Гросхольц была совсем небольшого роста — меньше пяти футов, то есть не достигла и ста пятидесяти сантиметров и всегда больше походила на ребенка, чем на взрослую девушку. Впрочем, как известно, миниатюрность совсем не помешала ей развить и приумножить свой талант, а также стать единственной женщиной, которая не только открыла собственный музей восковых фигур, но и смогла так хорошо организовать работу, что дело ее живет и по сей день.
«К пяти годам я сравнялась ростом со старым псом из соседского дома. Потом я выросла настолько, чтобы дотянуться макушкой до дверных ручек, которые мне нравилось гладить. Еще позднее, когда я вовсе перестала расти, моя голова доходила людям до того места у них на груди, где находится сердце. Женщины из нашей деревушки, глядя на меня и целуя, порой шептали себе под нос: «М-да, найти мужа будет не просто!»
Еще в юности, после переезда в Швейцарию, будущая мадам Тюссо оказалась в доме у скульптора Филиппа Кертиса (в своей книге Эдвард Кэри называет его Куртиусом), куда мать девушки устроилась работать экономкой. Художник и однофамилец известного врача зарабатывал на жизнь тем, что изготавливал из воска части тела для студентов-медиков. Довольно скоро Анна-Мария присоединилась к нему. Впоследствии Кертис стал получать заказы на полноценные восковые портреты от королевской семьи, и благосклонность царственных персон позволила ему перебраться в Париж, куда следом за ним отправилась и верная помощница. Свою первую самостоятельную работу Кроха создала в 17 лет, это был бюст Вольтера.
За десять лет до начала Великой французской революции Кроха получила заманчивое предложение обучить своему непростому мастерству сестру короля Людовика — принцессу Елизавету. Впоследствии именно эта должность послужила причиной ареста будущей мадам Тюссо: как пособницу роялистов, молодую женщину отправили за решетку и даже собирались казнить, однако в последний момент помиловали. И вновь решающую роль сыграл ее талант скульптора.
Несмотря на то что большинство ее первых восковых фигур было уничтожено якобинцами, Мари не отказалась от сотрудничества с революционерами ради спасения собственной жизни: для них она сделала посмертные маски казненных членов королевской семьи и их приближенных. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», — говорила она.
В дальнейшем с венценосных персон Крохе пришлось переключиться и на вполне реальных преступников. Ее знали буквально все парижские палачи, позволявшие хрупкой художнице снимать маски со своих жертв при жизни и остригать волосы сразу после казни. Подобная работа угнетала Анну-Марию, ведь мало того, что ей приходилось прикасаться к обезображенным телам, они к тому же были ворами, убийцами и насильниками. Чтобы хоть немного отвлечься от тягостных мыслей, скульптор начала делать фигуры не по отдельности, а в композиции, полностью имитируя картину преступления. Этот довольно странный, но все-таки творческий порыв стал первым шагом на пути к созданию музея. Кстати, даже после обретения известности мадам Тюссо продолжала сотрудничать с палачами, и со временем в ее музее появилась «Комната ужасов». Экспонаты из этого зала Кроха называла «своими друзьями».
После развода с мужем, который, к слову, и подарил Мари знаменитую фамилию Тюссо, Кроха перебралась в Лондон, на улицу, где обитал вымышленный герой произведений Артура Конана Дойла — Шерлок Холмс. Такое решение скульптор приняла не случайно: у англичан ее восковое искусство пользовалось наибольшей популярностью. Изначально музей мадам Тюссо располагался там же, где и ее дом, но спустя 19 лет экспозиция переехала на другой адрес, где с тех пор и находится.
«Мой дом стоит на Бейкер-стрит, и это подходящее название, потому что в каком-то смысле мы здесь выпекаем людей. Наш дом очень большой, просто какой-то огромный слон, гигантский монстр. В этом здании хранится история. Мы демонстрируем наших людей, наших кукол, в первом и втором этажах и в подвале»