27 марта, 2019

5 спектаклей по классике, которые стоит посмотреть

«Король Лир», «Гордость и предубеждение» и другие произведения в столичных театральных постановках

Каждый из нас с удовольствием смотрит экранизации классической литературы, а вот что касается театральных постановок, здесь дела обстоят несколько сложнее. Если неудачный фильм можно выключить, то уйти с плохого спектакля совсем непросто. В честь Всемирного дня театра мы сделали обзор самых ярких театральных постановок Москвы, созданных на основе известных литературных произведений, чтобы вы точно не ошиблись в выборе. Возможно, именно эти спектакли помогут вам увидеть новые грани великих книг.

Король Лир. Уильям Шекспир

Где: Малый театр
Режиссер: Антон Яковлев
В ролях: Борис Невзоров, Ольга Плешкова

Фото: Николай Антипов

Чуть ли не каждый театральный режиссер раз в жизни ставил шекспировские пьесы, или хотя бы задумывался об этом. Впрочем, редкая работа оказывается удачной. Казалось бы, несложные в воплощении и с очевидным сюжетом, в режиссерской версии пьесы часто принимают вид консервативный, даже занудный. Вроде как, «Шекспир уже все сказал, что я могу еще добавить».

В Малом театре, однако, что добавить, нашлось. Уникальная гармония сценографии, костюмов и текста, который, само собой, на все времена. Завершающим штрихом становится музыка, очевидно отсылающая зрителя к кельтским мотивам. Сюжет, изученный вдоль и поперек, обретает новые, почти фантасмагоричные черты, то оборачиваясь подобием безумного модного показа, то обрушивая зрителя на самое дно ужаса со всеми необходимыми атрибутами, вроде отрезанной головы почившего герцога, которую его вдова трепетно повсюду таскает за собой.

Придумал и воплотил в жизнь перформанс сын артиста Юрия Яковлева, режиссер Антон Яковлев. Хотите зарядиться энергией настоящего театра? Тогда вам обязательно стоит увидеть эту постановку.

Цветы для Элджернона. Дэниел Киз

Где: РАМТ
Режиссер: Юрий Грымов
В ролях: Максим Керин

Фото: Евгений Люлюкин

Научно-фантастический роман Дэниела Киза о молодом человеке с особенностями умственного развития давно вошел в список мировых бестселлеров, а заодно стал основой для нескольких экранизаций и театральных постановок. Одну из них можно посмотреть уже сейчас в московском РАМТе. «Оживил» книгу Киза кинорежиссер Юрий Грымов. Главной его идеей было разрушить (или хотя бы пошатнуть) стену равнодушия, объяснить каждому, что вне зависимости от диагноза или его отсутствия, любой человек до последней минуты остается личностью. Вопрос лишь в том, чтобы разглядеть ее за внешней оболочкой.

Грымов напрочь лишает зрителя возможности отвлекаться на несущественное: минимум декораций, минимум деталей, чтобы сфокусироваться на главном — на человеке. И так ли уж важно, на самом деле, кто она, эта мечущаяся по сцене фигура — Чарли или любой другой, кому необходимо заявить миру о своем присутствии? А может быть, это кто-нибудь из нас?

Гордость и предубеждение. Джейн Остен

Где: МХТ им. Чехова
Режиссер: Алексей Франдетти
В ролях: Кристина Бабушкина, Станислав Беляев

Фото: Екатерина Цветкова

В России Джейн Остен ставят редко. Оно и понятно, сталкиваясь с классикой такого толка, да еще и имея за спиной известные всему миру экранизации, предоставить зрителю что-то новое довольно трудно. Однако у Алексея Франдетти это получилось, и получилось неплохо: роман английской писательницы он превратил в мюзикл. Яркие, больше похожие на свадебные торты наряды, много музыки, изобилие розового цвета и, конечно, романтическая любовь. Этот спектакль не про серьезность. Оправдывая одну из классических задач театрального действия — развлекать (и на этот раз обойдется без поучений), Франдетти создал представление, способное растопить сердце самого заядлого циника.

Именно такую цель ― подарить зрителю шанс повеселиться на чужом празднике ― ставил перед собой режиссер. Если вам после долгой зимы не хватает положительных эмоций, рекомендуем немедленно отправляться за билетами.

Бесприданница. Александр Островский

Где: Школа драматического искусства
Режиссер: Дмитрий Крымов
В ролях: Мария Смольникова

Фото: Наталия Чебан

Дмитрий Крымов хорошо известен театралам нетрадиционной трактовкой классики, его «Безприданница» по мотивам «Бесприданницы» Островского, впрочем, превзошла все предыдущие работы. В странное, нелогичное (и всё-таки удивительно гармоничное) пространство измятых вещей, исписанных бумаг, почти случайных людей помещена хрупкая Лариса. Она страдает дислексией, плохо выражает мысли и вся, кажется, состоит из безответной и потому совершенно нелепой любви.

Превращая знакомое произведение в фарс, перформанс на грани абсурда, Крымов, в отличие от многих других своих коллег по цеху, делает это с таким безупречным вкусом, что мы уже готовы принять и Ларису, танцующую под песню Жанны Агузаровой, и неказистого (вместо заявленного Островским красавца) Паратова, и даже мужчину в роли старшей Огудаловой. Талантливое воплощение предусматривает вольности, особенно если на общий смысл они не влияют. А вот дышаться зрителю после того, как закроется занавес, все равно будет сложно. То ли от нежности, то ли от невысказанной тоски по собственной жизни.

Евгений Онегин. Александр Пушкин

Где: Театр им. Вахтангова
Режиссер: Римас Туминас
В ролях: Виктор Добронравов, Евгения Крегжде, Сергей Маковецкий

Онегин в постановке Римаса Туминаса и в исполнении обаятельного Виктора Добронравова гораздо больше похож на байроновского разочарованного в жизни страдальца, чем на вычурного пушкинского франта. Он обаятелен, печален, и кажется, будто даже любовь Татьяны отвергает не из заносчивости, а из тоски по чему-то несбыточному, одному ему видимому. Это спектакль о поиске себя, о самоидентификации в мире, где в общем-то никто никому не рад, а так — терпят. Наделяя знакомого со школьной скамьи персонажа нездешней печалью, Туминас учит своего Онегина чувствовать окружающее пространство каждой клеточкой и, само собой, всякий раз разочаровываться в нем.

Режиссер работает не со всем текстом Пушкина, выбирая лишь принципиально важные отрывки, создавая на их базе собственное, современное и живое произведение. Руша стереотипное понимание пушкинского романа, Туминас видит и выстраивает его заново, наполняя неочевидными смыслами и метафорами, новой жизнью в пространстве искусства.

Читайте также