Жизнь, посвященная литературе, сиротство при живом отце, ранняя смерть — судьбы трех сестер Бронте — Шарлотты, Эмили и Энн — были так тесно переплетены и похожи, что сложно говорить о писательницах по отдельности. А кроме того, девушки были так дружны, что зачастую общение друг с другом предпочитали любым другим связям, включая любовные. Каждая из сестер сумела оставить свой неповторимый след в истории британской литературы: романы «Грозовой перевал», «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» и «Джейн Эйр» наверняка можно отыскать почти в каждой домашней библиотеке. Мы собрали интересные факты о семье Бронте, каждый из которых так или иначе нашел отражение в их произведениях.
Как правило, когда речь заходит о сестрах Бронте, в памяти всплывают только три имени. На самом же деле их было пять. Увы, жизни двух старших трагически оборвались еще в юном возрасте. В 1824 году Мария, Элизабет, Шарлотта и Эмили были приняты в школу, предназначенную для дочерей духовенства в Кауан-Бридже, — об этом позаботился отец семейства, преподобный Патрик Бронте.
Условия в пансионе были настолько неподходящими для юных барышень, что Элизабет и Мария заразились туберкулезом и скоропостижно скончались, Эмили и Шарлотта же вернулись домой. Долгие годы Шарлотта винила в смерти сестер руководство школы, которое мало заботилось об условиях содержания своих учениц. Трагический случай так повлиял на создательницу «Джейн Эйр», что впоследствии, описывая ужасы пребывания Джейн в Ловудской школе, она использовала свой собственный опыт жизни в пансионе.
С юных лет девочкам и их брату Бренуэллу не чуждо было литературное творчество. Пьесы, стихи, новеллы — все это дети придумывали и аккуратно записывали, а в некоторых случаях даже создавали своими руками настоящие книги! К слову, одно из таких «домашних» изданий в ноябре 2019 года было продано на аукционе в Париже за 780 тысяч евро. Двадцатистраничная, в кожаном переплете и написанная от руки книжечка размером 3,5 на 6,5 сантиметров, включающая три рассказа Шарлотты — «Письмо лорда Чарльза Велсли», «Полуночная песня» и «Журнал француза», — была приобретена британским Обществом Бронте.
Отец семейства, бывший фермер, впоследствии ставший священником, всегда отличался замкнутостью и не питал к детям особенно теплых чувств, а после смерти жены в 1821 году и вовсе отдалился от них. Он то и дело запирался в своем кабинете, где читал или трудился над проповедями, а Шарлотта, Эмили, Энн и Бренуэлл были предоставлены самим себе.
Неудивительно, что спасение от одиночества дети видели в собственных фантазиях. Бронте создавали в своем воображении невероятные страны. Одна из них называлась Ангрией. О жизни в вымышленном государстве девочки и Бренуэлл написали десятки сказок и стихотворений, составили собственный свод законов и правил, а также поставили в домашнем театре несколько пьес. Эмили и Энн, которых объединяла тесная дружба, придумали еще один мир — он носил название Гондал и состоял из четырех королевств. Пребывание в воображаемых странах помогало детям забыть о смерти матери, а впоследствии и старших сестер.
Бренуэлл Бронте, как и его сестры, обладал незаурядным литературным даром, а кроме того, отлично рисовал. Однако реализоваться в творчестве ему так и не удалось, и для исследователей произведений Бронте он навсегда остался неудачником, тенью талантливых Шарлотты, Эмили и Энн.
Непризнанность и потребность в самореализации вгоняли и без того тонкую, трепетную натуру Бренуэлла в настоящую депрессию. С годами молодой человек пристрастился к алкоголю, а немногим позже и к опиуму. Сестры заботились о брате, но их старания так и не увенчались успехом — Бренуэлл умер в возрасте тридцати одного года от туберкулеза. Из-за периодических приступов белой горячки семья обратила внимание на его болезнь слишком поздно, и диагноз был поставлен уже на последней, неизлечимой стадии.
Предложение руки и сердца Шарлотта Бронте слышала не раз, но на каждое из них писательница отвечала категоричным отказом, утверждая, что не создана для брака, а кроме того, обладает тяжелым и неуживчивым характером, вынести который сможет далеко не каждый мужчина. Но после смерти брата и сестер она осталась совсем одна. Да, она жила в родительском доме, но не находила в Патрике необходимой ей поддержки. Вероятно, именно поэтому Шарлотта ответила согласием самому неочевидному из претендентов — помощнику отца Артуру Беллу Николасу, который несколько раз предлагал ей стать его женой.
Изначально писательница не испытывала к супругу теплых чувств, более того, считала, что Артур не сможет понравиться ей ни при каких обстоятельствах. Впрочем, судя по письмам, которые литератор писала своей подруге Эллен Насси, со временем Шарлотта привязалась к мужу. Кроме того, уже через год после венчания дали знать о себе первые признаки болезни, и последняя из сестер Бронте как никогда нуждалась в помощи и сострадании.
Как известно, наибольшую популярность у читателей обрела Шарлотта, однако первыми свои произведения опубликовали Энн и Эмили. Втроем девушки разослали свои романы издателям. Рукопись Шарлотты была отклонена шесть раз, а вот младшим сестрам повезло больше — их тексты были приняты. По случайности, «Джейн Эйр», гораздо позже принятая к публикации, появилась на книжных прилавках раньше «Грозового перевала» и «Агнес Грей» — и сразу же стала настоящим хитом своего времени. Вышедшие несколько позже романы Энн и Эмили такой благосклонности читателей и критики не снискали.
Феерический успех старшей Бронте породил множество сплетен. Некоторые критики утверждали, будто никаких сестер не существует и все это — уловка, придуманная издателем, на деле же автором всех трех произведений выступает одна женщина, а «Грозовой перевал» и «Агнес Грей» — это ее менее удачные попытки попасть в мир большой литературы.
Как вы помните, Бренуэлл умер в возрасте тридцати одного года, так и не дождавшись славы и успеха. Эмили прожила немногим дольше брата — на его похоронах создательница «Грозового перевала» простудилась и через три месяца скончалась. Следом за ней последовала и Энн — ее не стало в мае 1849 года, причиной смерти послужил все тот же туберкулез.
Шарлотта же дожила до тридцати восьми лет. В январе 1855 года здоровье писательницы сильно пошатнулось: женщину постоянно мучила тошнота, она потеряла способность есть, что привело к полному истощению организма. Семейный врач, обследовав ее, пришел к выводу, что недомогание автора «Джейн Эйр» — это не что иное, как тяжело протекающая беременность. Медик ошибся, и его промах стоил Шарлотте жизни. 31 марта 1855 года была засвидетельствована смерть последней из сестер, и хотя в официальном документе в качестве диагноза значился туберкулез, реальные причины так и не были установлены.
На книги из нашей статьи действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.