Главные герои романов Терри Пратчетта могут быть привлекательными или чертовски привлекательными, будь то Смерть, неудачник Ринсвинд, мрачный Сэмюэль Ваймс или сварливая матушка Ветровоск. Но в плотно населенном Плоском мире есть и другие обаятельные персонажи. Мы выбрали девять второстепенных героев из книг Пратчетта, в которых невозможно не влюбиться.
Первое появление: «Мрачный Жнец»
Самая мимимишная Смерть, какую себе можно представить. Маленькая, с усиками и хвостом, в миниатюрном плаще и с такой же миниатюрной косой. Она появилась на свет в романе «Мрачный Жнец», когда Смерть временно покинул свой пост, но в отличие от других смертей не исчезла после его возвращения. Приходит за душами умерших крыс, а в свободное от работы время любит подразнить кошек. В романах Пратчетта фигурирует еще и Смерть Блох, но она не такая милая и совсем уж маленькая.
Первое появление: «К оружию! К оружию!»
Маленькая блохастая дворняга, которая выделяется на фоне остальных многочисленных собак Анк-Морпорка человеческим разумом, способностью говорить и безграничным цинизмом. Лохматый песик, страдающий от кучи болячек, вызывает жалость у случайных прохожих — ведь будучи существом разумным, он ловко манипулирует чувствами людей. Гаспод грязно шутит, дает емкие и предельно точные характеристики окружающим, страдает от одиночества. А когда обретает идеальный дом и хозяев, сбегает оттуда при первой же возможности, потому что он такой один. В характере Гаспода, который в целом трусоват, находится место подвигу, поскольку при всей своей грубости и отталкивающей внешности он хороший друг.
Первое появление: «Мрачный Жнец»
Казанова, которого заслужил Плоский мир. Неимоверный лжец, также объявляющий себя вторым в мире величайшим любовником и великолепным фехтовальщиком. Вообще гномы Плоского мира напрочь лишены представлений о куртуазности. Настолько, что отличить гнома-мужчину от гнома-женщины способны только представители этого вида. И то далеко не всегда. На их фоне Казанунда со своими париками, шелком и кружевом выглядит по меньшей мере странно. И все же при маленьком росте и непривлекательной внешности он пользуется популярностью у женщин (и даже у аристократических особ). Как и всякий гном Плоского мира, он очень обстоятелен и скрупулезен, что помогает ему в любовных делах.
Первое появление: «Безумная звезда»
Внешность обманчива. За рыжей шерстью и мордой орангутанга прячется начитанный и мудрый человек. Библиотекарь — единственный, кто прекрасно ориентируется в многотомном книгохранилище Незримого Университета и знает, как справиться с магическими фолиантами, хранящимися в нем. Он отважен и силен и не раз выручал Ночную стражу, куда пошел добровольцем. Свой нынешний облик орангутанга Библиотекарь получил в результате действия сильного заклинания, но не пожелал превращаться обратно в человека. Действительно, когда вокруг тебя так много книг, остальное не имеет значения. Но не вздумайте назвать его обезьяной, потому что за последствия он не отвечает.
Первое появление: «Мрачный Жнец»
Зомби с активной жизненной позицией. При первом знакомстве с Реджем хочется спрятаться от него подальше, потому что он очень качественно выедает мозг. В переносном смысле, конечно. Он расскажет вам о шатких правах нежити Плоского мира, предложит подписать парочку петиций и по возможности затащит на собрание. Но вы ошибетесь, если решите, что с помощью Реджа Пратчетт решил просто поиронизировать над разного рода гражданскими активистами.
Башмак отпугивает только при первом своем появлении. При более близком знакомстве понимаешь, что в этом зомби жизни гораздо больше, чем во многих живых людях. Он самоотверженно служит своему делу, помогает друзьям и, если придется, готов неоднократно погибнуть за свои убеждения. И да, если в знакомстве с «Плоским миром» вы доберетесь до романа «Ночная Стража», вас ждет серьезное откровение, связанное с этим героем.
Первое появление: «Стража! Стража!»
Торговец 90-го уровня, самый знаменитый лоточник Анк-Морпорка и настоящий авантюрист, внешне похожий на мелкого грызуна. В обычное время продает несъедобные сосиски, которые у него все равно покупают, но периодически переключается на другие товары. Он молниеносно улавливает актуальные тренды и, едва услышав о появлении драконов, расширяет ассортимент защитными приспособлениями от них. Достабль одинаково успешно торгует как вещами, так и идеями. Так, в разное время он выпускал книгу о Тропе Скорпиона, «сулящей космическую гармонию, внутреннюю цельность и возможность так пнуть противника, что у того почки из ушей повыскакивают», снимал кино и продюсировал музыкальную группу.
Первое появление: «Цвет волшебства»
Многолетнего авторитарного правителя Анк-Морпорка Хэвлока Витинари народ проклинает, как и любую другую власть. Но при этом признает, что на фоне кровожадных, жестоких, а порой и вовсе безумных предшественников он не самый плохой вариант. Сам лорд Витинари — идеальный государь, каким его описывал Никколо Макиавелли. Он прагматичный, циничный, хладнокровный человек, единственной страстью которого является даже не власть сама по себе, а политическая игра. Оказавшись в романе «Стража! Стража!» в заточении, патриций умудрился путем интриг натравить друг на друга змей, крыс и скорпионов, которые по идее должны были сожрать его.
Он не из тех, кто способен на благородные поступки, а слову «справедливость» предпочитает «стабильность». Но, как в случае с булгаковским Воландом, Витинари оказывается той злой силой, которой читатель волей-неволей начинает симпатизировать. Чтобы до конца представить мрачную харизму патриция, отметим, что в экранизациях Пратчетта его роль играли Джереми Айронс и Чарльз Дэнс.
Первое появление: «Цвет волшебства»
Идеальный багаж, который повсюду следует за своим хозяином (для этого у него есть множество маленьких ножек), сохраняет белье чистым и свежим и при необходимости может дать отпор недоброжелателям. В этом смысле он больше похож на питомца-компаньона, чем на аксессуар путешественника. Секрет Сундука в том, что он сделан из древесины Груши Разумной, наделенной магическими свойствами. Сундук очень предан своему хозяину, отправится за ним и в огонь, и в воду, что не мешает ему периодически дуться на владельца и замыкаться в себе: пытаться открыть в такие моменты его крышку совершенно бесполезно.
Первое появление: «Стража! Стража!»
Наследница одного из древнейших родов Анк-Морпорка и огромного состояния все свободное время посвящает чахлым и болезным болотным дракончикам. Чтобы понять степень самоотверженности и доброты этой женщины, скажем, что эти драконы страшненькие, вонючие и склонные к самовозгоранию. Госпожа Овнец проста, прямолинейна и преисполнена достоинства. Она терпеть не может светскую фальшь и именно поэтому становится подругой, а впоследствии женой капитана городской стражи Сэмюэля Ваймса.