Коротко рассказываем об одном из самых мрачных литературных жанров XX века
Южная готика (Southern Gothic) — литературный жанр, возникший в США в конце XIX века. Для южноготических романов характерны мотивы отчуждения и безумия, глубокий символизм и повышенное внимание к религиозным аспектам пуританского общества, а также обращение к социальным проблемам, таким как расизм, нищета, насилие и кровосмешение. Действие в них происходит в бывших рабовладельческих штатах, превратившихся в запустелую и обнищавшую глубинку.
В произведениях южной готики ключевую роль играет трагедия американского Юга, который болезненно трансформируется и никак не хочет подчиниться культурно чуждому ему Северу. В отличие от северян, для которых на первом месте всегда стояли деньги, южане некогда называли себя «аристократами» (самая яркая картинка подобного представления о себе — начало романа «Унесенные ветром») и имели, как бы это парадоксально ни звучало в отношении рабовладельцев, моральные ценности, основывавшиеся на благородстве, христианских традициях и кодексе чести.
После поражения в Гражданской войне культура и экономика Юга начали стремительно увядать, и, как результат, к первой половине XX века его общество окончательно пришло в упадок, а от былого богатства остались лишь одинокие обветшалые усадьбы, заселенные нищими потомками некогда процветавших белых «помещиков», да хлопковые поля, где все так же работали чернокожие (формально свободные, но не мечтавшие о большем — принцип расовой сегрегации действовал эффективно).
Не желая принимать всеобщую идею американской мечты, южане интуитивно стараются придерживаться безнадежно устаревших традиций и норм поведения предков, но в результате лишь спиваются, деградируют и тонут в собственной жестокости, отравляемые расовой нетерпимостью и религиозным фанатизмом. Как правило, (анти)герои южноготических произведений переживают состояние духовного апокалипсиса, вызванного чувством вины или тяжелым прошлым, а отличительной особенностью жанра является погружение читателя в полный ужаса и безысходности внутренний мир персонажей, душа которых либо постепенно разлагается и умирает, либо уже мертва.
Наиболее известным представителем южной готики является лауреат Нобелевской премии по литературе Уильям Фолкнер, чьи романы «Шум и ярость», «Свет в августе» и трилогия о Сноупсах («Деревушка», «Город», «Особняк») признаны эталонами жанра. Не менее знаковыми стали пьесы Теннесси Уильямса («Орфей спускается в ад», «Ночь игуаны», «Трамвай „Желание“» и др.), «Другие голоса, другие комнаты» Трумена Капоте, а также нашумевший роман Харпер Ли «Убить пересмешника».