Глобальное потепление, приключения и романтика первопроходцев
20 сентября 2019 года стартовала экспедиция MOSAiC, главная цель которой — собрать данные о переменах климата на планете. Ради этого флагманское судно «Поларштерн» 12 месяцев дрейфовало во льдах, а команда исследователей, невзирая на изнуряющую полярную ночь и сложный полярный день, изучала состояние арктического покрова.
Вернувшись на большую землю, научный руководитель экспедиции Маркус Рекс написал книгу «Закованные во льдах», где рассказал не только о научных достижениях своей команды, но и о том, как жилось членам экипажа в завораживающем безмолвии Арктики.
Мы уверены, что эта книга подойдет всем любителям приключений. Рассказываем, почему.
Арктика — не самое популярное туристическое место. Добраться туда можно, но зачем? Ни теплого моря, ни жаркого солнца, ни первоклассного сервиса там нет. На окраину этого региона забредают только романтики-путешественники, а в самое его сердце доступ открыт лишь ученым.
«Арктика обладает своей изысканной красотой. Наверное, она не такая захватывающая и на первый взгляд не такая завораживающая, как Антарктика с ее изумительными айсбергами, мощнейшим ледяным щитом и пищащими колониями пингвинов и других животных.
Арктику надо принять. Ее красота — это бесконечный простор льдов. Полная тишина, прерывающаяся тихими, скрипящими и скрежещущими звуками, которые создают льдины, находящие друг на друга. Ледяной воздух, едва заметная суета снежинок на ледяной поверхности, неповторимый свет, который в течение дня плавно меняется».
После этой книги вы поймете, почему это холодное и безмолвное пространство заманило и погубило столько талантливых исследователей и первооткрывателей.
Ледокол «Поларштерн» был спущен на воду в 1982 году и с тех пор путешествует по самым отдаленным уголкам планеты. Маркус Рекс подробно описывает его устройство и быт экипажа, рассказывает о расположении кают (исследователи называли их кабинами), палуб и лабораторий.
Вместе с автором вы будете следить за северным сиянием, обрабатывать полученные данные в специальных помещениях, выходить на лед и встречать стыковочные судна с провиантом, новыми членами команды и оборудованием.
«Я медленно начинаю осознавать, что мы действительно в пути и что теперь мы предоставлены сами себе. <...> Мир неожиданно становится совсем маленьким. Нам не хватает возможностей и вариантов действий, но именно это расслабляет. Суматошные мысли, носящиеся в голове, что можно было бы еще успеть в последний момент, становятся бесполезными. <...> Я распаковываю еще несколько своих многочисленных коробок и ложусь спать. Едва коснувшись подушки, я засыпаю как убитый. Корабль чудесно убаюкивает, в этом на „Поларштерн“ можно положиться».
Экспедиция MOSAiC на ледоколе «Поларштерн» шла по стопам Фритьофа Нансена. Именно он обнаружил в Гренландии обломки судна «Жаннета» потерпевшего крушение в 1879 году. Это было настолько далеко от места трагедии, что ученый пришел к выводу о дрейфе полярных льдов, что дало ему возможность впервые в истории максимально приблизиться к Северному Полюсу. Нансен заставил свое парусное деревянное судно «Фрам» вмерзнуть в лед у самого его истока и за три года достиг Северного Ледовитого океана.
В книге «Закованные во льдах» Маркус Рекс много рассказывает и об экспедиции своего кумира, и о других смелых полярных исследователях, которые много сделали для открытия и описания Севера.
«Прежде всего Нансен привез бесценные знания об Арктике, которые делают возможной нашу сегодняшнюю работу, и вдохновил нас на собственную экспедицию с „Поларштерном“. Чем же он так импонирует нам? Он был не только человеком действия, но и обладал задумчивым, почти меланхоличным характером. Ему была чужда некая заносчивость других первооткрывателей, про которых говорили, что они ничему не научились у коренных жителей Арктики. Поэтому они отправлялись на конных санях, а не на собачьих упряжках и грузили на свои корабли столовое серебро, а не каяк, — как это было принято у жителей Арктики, чтобы в случае бедствия выжить на льду. Поведение, которое многим первооткрывателям до и после Нансена стоило жизни. Нансен смиренно предстал перед неумолимой природой полярных регионов. И не погиб, как другие, которые героически пытались одолеть природу».
Как мы уже говорили, главная цель экспедиции MOSAiC — собрать данные об изменении климата. Дело в том, что Арктика — эпицентр глобальных изменений. По словам Маркуса Рекса, наша планета там нагревается в два раза быстрее, чем остальной мир.
Футуристические модели предсказывают, что через несколько десятилетий летняя Арктика будет совсем свободна ото льда, и это повлечет за собой вымирание многих видов животных. Так, в опасности уже находятся белые медведи — самые крупные и опасные сухопутные хищники. По описаниям книги Рекса можно понять, что глобальное потепление уже преобразило этот регион:
«Из-за ледовой обстановки Карское море также называют „ледовый погреб“. Это название ему дал Карл Эрнст фон Бэр, естествоиспытатель балтийско-немецкого происхождения, в середине XIX века. Но от ледяного погреба не осталось и следа: Карское море распростерлось перед нами практически свободным ото льда! Поэтому мы выбираем самый простой и быстрый путь — в направлении северной оконечности острова Новая Земля. Огромная разница, если сравнивать с временами Фритьофа Нансена — нашего примера для подражания!»
В летних записках Рекс констатирует: «Еще никогда в середине июля в этой части Арктики не было такого количества участков свободной воды». Это значит только одно: температура в этом регионе стремительно повышается в последние годы, и человечеству давно пора задуматься о своем поведении, так как Арктика — это своеобразная «погодная кухня» для Европы, Азии и Северной Америки.
Экспедиция, о которой рассказывается в книге «Закованные во льдах», — беспередентное мероприятие с точки зрения логистики, бюджета и количества стран-участниц. Главный ледокол «Поларштерн», вмерзший в лед, в течение года снабжали российские научно-исследовательские суда «Академик Федоров», «Капитан Драницын», «Академик Трешников», а также немецкие «Зонне» и «Мария С. Мериан». В самой экспедиции приняло участие около 80 организаций из 20 стран, а на борту «Поларштерна» за время его дрейфа поработало около 600 человек.
Экспедиция MOSAiC — прекрасный пример международного научного сотрудничества, без которого благополучное будущее планеты невозможно.
«Такую экспедицию, как наша, в одиночку не смогла бы осуществить ни одна страна, ни одно учреждение. Много, очень много людей долго работали и боролись за это — и теперь мы разделяем огромную радость, что все это было не зря. Гости нашего праздника поднимают бокалы, чтобы произнести тост, — нас уже разделяет возвышающийся корпус судна. Внизу нам машут друзья и родственники, среди них моя жена и двое моих сыновей. Мы машем в ответ. Многие пары глаз в последний раз пытаются встретиться взглядом с любимыми».