Фильм Отем де Уайлд актуализирует романтическую комедию XIX века, но чем он отличается от книги?
«Эмма.» режиссера Отем де Уайлд — забавная и легкомысленная экранизация остроумного романа. Картина адаптирует знакомый сюжет под вкусы современной аудитории, а режиссерские находки делают фильм отличным от литературного оригинала. Перед нами все та же история 21-летней Эммы Вудхаус, которая «недурна собой, обаятельна и богата» и обладает «завиднейшими дарами земного существования», но не может удержаться от вмешательства в личную жизнь своих друзей и близких. Однако в этот раз сюжет романа, опубликованного в 1815 году, был адаптирован для большого экрана писательницей Элеонорой Каттон, чей талантливый сценарий актуализировал историю Джейн Остен.
В версии 2020 года роль Эммы исполнила талантливая кокетка Аня Тейлор-Джой, ее проницательный наивный взгляд и самодовольная застенчивость обеспечивают баланс между добротой и высокомерием персонажа. Эмма живет с привередливым и стареющим отцом (Билл Найи), а визиты им наносит большой друг семейства — убежденный холостяк Джордж Найтли (Джордж Флинн). Героиня избегает супружества, видя в нем инструмент социального давления, но нередко сует свой аристократический носик в романтические дела окружающих. Как и ожидалось, ее своднические способности оставляют желать лучшего, а сложности, возникающие в результате, приводят к изменениям в личной жизни самой Эммы.
Версия Отем де Уайлд полна причудливых деталей и ярких красок. Эмма разгуливает по вымышленной деревне Хайбери. Избалованная и гордая, но от природы милая, она становится одной из самых популярных девушек в Англии периода Регентства. Фильм подхватывает игривый тон, сатиру и проницательное остроумие романа Остен. Много внимания Уайлд уделяет соблюдению драматического канона эпохи: изысканные балы, роскошные декорации, комическое нарушение этикета на фоне безжалостной благопристойности, остроумные диалоги и кульминационный момент, в котором герои идут по лужайке друг к другу, чтобы смело признаться в давно скрываемых чувствах. И хотя режиссер умело обыгрывает контекст романа, она добавляет в сюжет и новые темы, наиболее значимая из которых — высказывание на тему современного понимания мужественности и гендерных ролей. <...>
Авторы фильма творчески подходят к материалу и смещают объектив в сторону сюжетов, не типичных для классических экранизаций романов Остен и, конечно, не представленных в книгах самой писательницы. Эти добавления подчеркивают всю банальность и обыденность жизни землевладельцев.
В одной из сцен мистер Найтли показан полностью обнаженным в момент, когда его переодевают слуги. Этот эпизод удивляет, так как голое тело передает всю уязвимость человека, скрывающегося за аристократической броней и гендерным преимуществом. Другая сцена изображает Эмму, которая стоит у камина с поднятой до пояса юбкой, чтобы согреться. Ни один из этих эпизодов не кажется порнографическим или даже сексуальным. Вместо этого они представляют собой дерзкие комментарии на тему частной жизни британского дворянства.
В кульминации фильма мистер Найтли неуклюже признается в своей любви к Эмме, заставляя ее прийти к осознанию собственных чувств. В разгар этого ошеломляющего объяснения реакция Эммы оказывается весьма неподходящей и в то же время очень человечной: у нее идет кровь из носа. Это кровотечение — гениальное дополнение к оригинальной истории. С одной стороны, оно очеловечивает заглавную героиню, которую подводит реакция собственного тела, с другой — подчеркивает несовершенную, иногда грязную природу любви. Спонтанное кровотечение Эммы разрушает зрительские ожидания, обыгрывая давнюю сентиментальную традицию романтических комедий.
Одно из наиболее серьезных изменений в новом фильме — характер мистера Найтли. С бараньей отбивной в зубах он скорее похож на хоббита из Шира, чем на традиционного героя Остен. Его внешняя напыщенность дополнена нюансами и смягчена внутренними конфликтами. В книге это практичный и сочувствующий человек, однако его старомодная манера поведения и советы не подходят для современной аудитории. Найтли в исполнении Флинна получился страстным и мучающимся от своей любви героем, что сделало его более реалистичным персонажем. <...>
В книге мистер Найтли на шестнадцать лет старше Эммы. Такая разница в возрасте была нормальной во времена Джейн Остен, но может показаться странной сегодня. Неряшливый вид двадцатилетнего мальчишки, которым награждает своего персонажа Флинн, и медленно тлеющая страсть Эммы помогают сгладить разницу в возрасте. <...>
Режиссер также модернизирует романтические отношения, положенные в основу истории Джейн Остен. Подобно тому, как Гретта Гервиг в экранизации «Маленьких женщин» скорректировала устаревшие элементы повествования, Уайлд и Каттон наделили женских персонажей современным мировоззрением, основными принципами которого являются равноправие и свобода действий, а также предложили более глубокий взгляд на мужественность. В финале Эмма находит нечто большее, чем любовь, она получает партнера, равного себе.
По материалу screenrant.com