Разбираем самый нежный троп с Асей Лавринович, Алекс Хилл и Зиной Кузнецовой
По-настоящему глубокое и сильное чувство между влюбленными часто начинается с дружбы. Эта простая мудрость лежит в основе популярного литературного тропа. В книгах с ним не искрятся молнии и не бьется посуда в порыве страсти. Он подкупает читателей нежностью и бережностью, с которой относятся друг к другу герои. Его можно встретить и в классике, например в «Войне и мире» и «Маленьких женщинах», и в современных романтических историях.
Мы обсудили троп «от друзей к возлюбленным» со звездами молодежной прозы: Асей Лавринович, Алекс Хилл и Зиной Кузнецовой.
Если выбирать романтический троп, который лучше всего соотносится с реальной жизнью, это как раз будет сюжет «от друзей к возлюбленным». Латиноамериканские страсти выдержит не каждый и, скорее всего, успеет накататься на эмоциональных качелях до того, как наступит хэппи-энд. А вот шаг за шагом выстраивать доверительные отношения, поддерживать друг друга и постепенно открывать для себя человека — сценарий реалистичный и понятный многим.
«Это действительно жизненный троп. Многие читатели в книгах с этой темой могут узнать себя и своих близких, пережить эмоции, которые уже кружили им голову, или восполнить пробелы, возникшие из-за их нерешимости или невзаимности. Это прекрасный способ коснуться своей юной частички души, окунуться в прошлое или представить счастливый финал своей истории, проникнувшись событиями книги», — говорит писательница Алекс Хилл.
По словам Аси Лавринович, для нее это и вовсе один из самых любимых тропов, который она активно использует в своих книгах, каждый раз предлагая читателям новую формулу любви.
«Считаю дружбу не менее сильным, важным и светлым чувством, чем любовь. Думаю, прелесть этого тропа в трепетности — герои изначально не чужие друг другу люди. Оттого и отношения выстраиваются бережно, осторожно, постепенно», — делится Ася Лавринович.
«Мне очень нравится, когда любовь в книгах строится не на безумной страсти, а на постепенном и робком нарастании чувств с прочной основой в виде четкого понимания, с каким человеком имеешь дело», — говорит писательница Зина Кузнецова.
Но как сделать этот путь напряженным и захватывающим для читателя? Например, погрузить с головой в переживания героев, которые катастрофически боятся выйти из зоны комфорта.
Богдана Лисецкая и Богдан Кошик, герои романа Алекс Хилл «Передружба. Недоотношения» близко общаются с пятого класса. Они привыкли делиться друг с другом наболевшим и даже сидят за одной партой. Но парочка взрослеет, и к сложившимся отношениям примешивается новое чувство. Богдана оказывается к нему не готова. Она слишком дорожит дружбой, чтобы что-то менять, а возникшая влюбленность добавляет к привычным отношениям статус «все сложно». Этот внутренний конфликт дал ход всему действию, в котором, впрочем, хватает и других сюжетных поворотов. Но именно переживания Лисенка и Кота заставили трепетать поклонников романтики.
«Когда работаешь с таким популярным тропом, нельзя забывать об индивидуальности и глубине характеров героев, иначе мы получим десятки одинаковых книг о том, что пара любила друг друга, но никак не могла признаться в этом, просто „потому что потому“», — отмечает Алекс Хилл.
По словам Аси Лавринович, этот троп прекрасно уживается с другими, что добавляет ему необходимой остроты и драйва.
«Например, к нему можно добавить другой — „от ненависти до любви“. Так у меня было в „Там, где живет любовь“ про некогда лучших друзей Веру и Никиту. После сильной ссоры девушка возненавидела своего друга. Конечно, в конце перипетий все тайное становится явным — у Никиты были весомые причины поступить так, как он поступил, и действовал он в интересах Веры. Еще один популярный троп — „любовный треугольник“. С него началась другая моя история — „Не дружи со мной“. Именно возникшая на горизонте соперница помогла главной героине решиться на активные действия и признаться лучшему другу в своих чувствах», — рассказывает Ася.
Самые популярные литературные тропы обычно и самые сложные для работы. Ведь кажется, будто все уже было сказано.
«Один драматург сказал, что мы уже не можем написать ничего нового, в литературе только 36 сюжетов, а из книги в книгу просто меняются какие-то детали. Мне это очень близко. Потому что получается, что все зависит от наполнения, а не от внешнего сюжета. Попробуйте пересказать „Евгения Онегина“ простым языком. Это же банальщина какая-то. Но Пушкин наполнил банальную историю своим талантом — и получился шедевр.
И отсюда следующий вывод: штампы — зло. Голубые глаза, в которых постоянно тонут, и так далее. Нужно искать что-то свое, особое в изображении общих мест в литературе. Наполнять сюжет, троп собой: своими ценностями, своими вкусами, своими принципами», — говорит Зина Кузнецова.
Еще один важный момент такой истории, по словам писательницы, — это химия, которая возникает между героями. В книге «36 вопросов, чтобы влюбиться» старшеклассница Надя Строгановская участвует в школьном эксперименте. Он должен доказать или опровергнуть теорию: если незнакомцы ответят на 36 вопросов, то обязательно влюбятся друг в друга. По словам автора, она сначала готовила для своей героини одну пару, но в процессе поняла, что эмоционально Надю влекло бы к совсем другому человеку.
По словам Аси Лавринович, не нужно бояться экспериментов.
«Объединяйте тропы, добавляйте больше психологизма. Решиться на признание непросто и страшно, ведь в случае отказа можно потерять не только возлюбленного, но и друга. Обязательно должен был толчок, после которого один из героев расскажет о своих чувствах. А уж какие события приведут его к этому — решать вам», — говорит писательница.
И, конечно, не забывайте о любви — в первую очередь к своей истории и героям. По словам Алекс Хилл, тогда обязательно найдутся те, кто полюбит ее не меньше.
На книги из нашей статьи действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.