В апреле 1841 года в филадельфийском Graham’s Magazine был опубликован рассказ Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг». История о гениальном аналитике Огюсте Дюпене, который понял, что в страшном умерщвлении двух женщин виновен сбежавший из клетки орангутанг, сегодня кажется забавной. Однако это произведение считается одним из первых западных детективов, и почти ни у кого из критиков и литературоведов нет сомнений, что оно оказало серьезное влияние на культуру. И вот почему...
В статье, опубликованной в журнале «Современный мир», Александр Куприн писал:
«Конан-Дойль, заполонивший весь земной шар детективными рассказами, все-таки умещается вместе со своим Шерлоком Холмсом, как в футляр, в небольшое гениальное произведение Э. По — „Преступление в улице Морг“».
То, что мы позже увидим не только в повестях Конан Дойла, но и в романах Агаты Кристи, действительно появилось еще в рассказе Эдгара Аллана По.
Во-первых, перед нами типичное «убийство в закрытой комнате» — история, где преступление совершается в глухом помещении, при этом злодей как будто растворяется в воздухе. Во-вторых, в тексте По абсолютно классическая (для современного читателя) расстановка персонажей: чудаковатый, но гениальный сыщик, его недогадливый друг и глупые полицейские, неспособные раскрыть преступление самостоятельно. В-третьих, каноничен сам главный герой, для которого настоящим удовольствием становится решение сложнейшей загадки. Чтобы докопаться до истины, Огюст Дюпен использует логику и познания в области психологии, зоологии и физики. Провести параллель с Холмсом и Пуаро здесь не сложно. А помните, с какой помпой Эркюль Пуаро обставлял итог расследования? И здесь Огюст Дюпен был первым: сначала объявил убийцу, а потом рассказал о том, как его вычислил.
Читайте также: Путеводитель по романам Агаты Кристи: Эркюль Пуаро
Персонажи Эдгара По были предтечами не только интеллигентных (или не очень) детективов, но и ярких агрессивных героев поп-культуры. Образ свирепой обезьяны оказался в США весьма популярным. В 1932 году режиссером Робертом Флори был снят фильм «Убийство на улице Морг» по одноименному рассказу По. Сюжет, однако, был изменен. Вместо матроса хозяином обезьяны оказался сумасшедший ученый, который ставил опыты над девушками, а примата использовал для того, чтобы похищать несчастных. Одну из них, красавицу Камиллу, спас студент-медик Пьер Дюпен. Орангутанг попытался умыкнуть ее с рыночной площади, но, убегая, забрался на крышу, где и погиб от руки преследователя. Позже этот сюжет лег в основу сверхпопулярной истории о Кинг-Конге.
Еще одним подтверждением славы «Убийства на улице Морг» стал случай из криминалистики. В 1926 году в Портленде произошло странное преступление. В собственном доме была задушена молодая женщина, а тело ее спрятано в дымоход, да так, что полиции пришлось разбирать кирпичную кладку, чтобы его извлечь. Местные жители тут же нашли сходство с рассказом По и за невероятную физическую силу окрестили преступника гориллой.
Пик творческой активности Эдгара По пришелся на 30-40 годы XIX века. Еще при жизни его тексты переводились на европейские языки, но не были столь популярными, как в США. Славу на территории Старого Света им обеспечили адаптации Шарля Бодлера, который заинтересовался «Убийством на улице Морг». Работа Бодлера стала известна далеко за пределами Франции и прославила Эдгара По в Европе.
Читайте также: 5 интересных фактов о Шарле Бодлере
Не только литераторы, но и скульпторы заинтересовались сюжетом Эдгара По. И хотя история о том, что обезьяна умышленно может душить человека, кажется совершенно фантастической, крупнейший французский анималист XIX века Эммануэль Фремье создал серию скульптур, одна из которых называется «Орангутанг душит туземца из Борнео».