Снимать фильмы по мотивам легендарных книг непросто. Особенно, если блестяще изображенная на бумаге эпоха давно ушла, а характеры персонажей уже не так близки современному зрителю. Телесериал, созданный компанией Granada Television в 2002 году, балансирует на тонкой грани, когда игра актеров ценится выше портретного сходства с героями романов, а небольшие изменения сюжета идут лишь на пользу картине. Но современные режиссеры привыкли идти на риск. А вот в прошлом веке подход к произведениям классиков был несколько иным.
В 1906 году, когда впервые увидел свет «Собственник», и даже в 1922, когда была окончена работа над первой частью цикла о Форсайтах, Джон Голсуорси вряд ли мог предположить, что именно истории о богатом английском семействе принесут ему всемирную известность. В то время его пьесы, также посвященные проблемам социального неравенства и борьбе творческого начала со стремлением к накоплению богатства, пользовались не меньшим успехом, чем романы, а до пика страшной болезни и получения Нобелевской премии «за высокое искусство повествования» оставалось целое десятилетие.
Тем не менее, экранизации «Саги о Форсайтах» не заставили себя долго ждать, и первые немые фильмы по мотивам различных ее частей стали появляться уже в 1920-х. После смерти автора интерес читателей к его творчеству угас (несмотря на выход в 1949-м красочной картины о судьбе Ирэн Форсайт от Metro-Goldwyn-Mayer), но разгорелся с новой силой после ослепительного мирового успеха сериала 1967 года от BBC. Для жителей Советского Союза фильм Доналда Уилсона и Констанса Кокса стал первой английской программой, закупленной для показа на отечественном телевидении.
Эпопея длиной в 26 серий прославилась благодаря эмоциональной закадровой музыке, ярким и достоверным характерам героев и очень бережному отношению сценаристов к тексту оригинала. Все это сделало один из первых британских сериалов образцом для подражания на последующие 25 лет. Каждая новая попытка перенести на экран знаменитую сагу (впрочем, как и любое другое произведение) была обречена на сравнение с ним. Причем, как правило, не в пользу последних. Не ушли от этой участи и создатели нового сериала.
Версия Кристофера Менола и Дэвида Мура удостоилась нескольких престижных наград и была тепло встречена критиками. Однако немалая часть зрителей оказалась расстроена, и главная причина этого — мискастинг. Не всем понравился рыжий и обаятельный Сомс в исполнении Льюиса и брюнетка Джун (Джиллиан Кирни), но настоящий гнев поклонников книжной «Саги...» вызвала внешность Джины Макки — из-за нее красавица Ирэн сменила и цвет волос, и цвет глаз, и типаж в целом.
Если отвлечься от внешности персонажей, будут заметны и другие изменения, которые удивительным образом пришлись по душе практически всем. К сюжету «Собственника», «В петле» и «Последнего лета Форсайта» сценаристы добавили объемную предысторию отношений Сомса и Ирэн, а также побега молодого Джолиана (Руперт Грейвс) с гувернанткой. А снимая продолжение по заключительной книге цикла «Сдается внаем», поменяли концовку истории на более оптимистичную. Таких вольностей не позволяли себе создатели ни одного из предыдущих фильмов.
Несмотря на все изменения, последняя экранизация прекрасно передает дух уходящей Викторианской эпохи: костюмы и интерьеры проработаны до мельчайших подробностей, в гостиных стоит подлинная антикварная мебель, а по улицам ходят «правильные» экипажи. Сомс, превратившийся из «вселенского зла» в многогранную и противоречивую личность, остается типичным представителем семейства Форсайт, а Ирэн, променявшая свою мягкую красоту на возможность испытывать настоящие эмоции, выглядит уже не как статуя, а как живая женщина.
Можно долго спорить, что лучше: в точности следовать тексту оригинала или делать фильм более простым и понятным современному зрителю. Но ясно одно: ни одна экранизация не сможет доставить вам того удовольствия, которое можно получить, прочитав книгу.