Когда консьюмеризм — это не стыдно
Часто предметы становятся основным двигателем сюжета: за них сражаются, их ищут и находят, они оказываются камнем преткновения в любви и дружбе. Таким «макгаффином» может стать все что угодно, от домашнего шкафа до простого аэрозоля.
О самых интересных артефактах в литературе — читайте в нашем материале.
Сама по себе карта не имеет особой ценности — это клочок бумаги со схематичным изображением определенного места. Но то, что она сулит, заставляет терять голову персонажей приключенческих романов: за ней охотятся пираты, амбициозные авантюристы и каперы, состоящие на государственной службе. Именно находка карты сокровищ заставляет юношу Джима Хокинса, героя романа Роберта Стивенсона, втянуться в темную и опасную историю, в которой замешаны настоящие морские разбойники. Для Джима это приключение кончится благополучно, но на пути он встретит немало проблем.
Впоследствии образ карты в литературе не раз менялся, и уже во вселенной Гарри Поттера «Карта мародеров» — это изначально безобидная забава, придуманная для мальчишеских шалостей. Но и она не так проста, как кажется.
Ну и если вспомнили про Гарри Поттера, то грех не упомянуть и другие вещи из этой вселенной, которые стали культовыми. Мир волшебников, как и мир людей, очень предметен, но каждый артефакт здесь несет свою магическую функцию и смысловую нагрузку, становясь двигателем сюжета.
Распределяющая шляпа отправляет главного героя на факультет Гриффиндор, где он находит лучших друзей и помощников. Волшебная палочка оказывается «сестрой» палочки Волан-де-Морта, а мантия-невидимка спасает Гарри и Рона от многих неприятностей. Кроме того, победа светлых сил тоже зависит от предметов: чтобы погубить Темного Лорда, Дамблдор и Гарри ищут так называемые «крестражи» — вещи или существа, в которые их хозяин заключил частички собственной души.
Недалекое будущее. Смерть частично побеждена, и почившие (или «полумертвые») заключаются в специальную криокамеру для того, чтобы их друзья и родственники время от времени могли их навещать. Люди в новом дивном мире обладают сверхспособностями и делятся на две партии: телепатов и антителепатов, которые противостоят друг другу. И внешне кажется, что до какого-то конкретного предмета героям нет дела, слишком уж много у них посторонних проблем.
Однако каждая глава романа Филипа К. Дика начинается с рекламы загадочного и «многоликого» «Убика» (от английского ubiquity — «вездесущность», «повсеместность»). То он становится хлопьями для завтрака, то женским бельем, то самой надежной в мире сберегательной кассой, а в конце и вовсе превращается в аэрозоль, помогающий противостоять мировой энтропии. В романе «Убик» оказался моделью Бога, которую Филип К. Дик облек в простую и понятную публике форму.
Как вы помните, в страну благородного льва Аслана можно попасть через чудесный шкаф. Столь обыденный предмет автор выделяет уже в названии одной из книг. Скорее всего, этот образ — отголосок детских воспоминаний Клайва Льюиса. В поместье, где жила семья будущего писателя, стоял платяной старинный шкаф. Кроме этого, «предтечу» нарнийского портала можно найти в романах Эдит Несбит, которые уже взрослый Льюис, судя по дневникам, считал весьма занимательными.
В итоге самый обычный предмет мебели во вселенной Нарнии стал и данью уважения английской старине, и отражением детских фантазий. Двери шкафа оказались самым удобным местом для прохода в волшебную страну.
Кольцом Всевластия мечтают обладать все, кто хоть раз его видел. Безобидное на первый взгляд украшение подчиняет себе владельца, если воля последнего слаба, или же делает его новым Темным властелином. С мифологической историей артефакта лучше всего знакомиться с помощью книг легендариума. Однако появление этого образа в произведении не менее интересно.
Исследователи творчества писателя предполагают, что прототипом сокровища Саурона послужило настоящее кольцо Сильвиана, датируемое IV веком н. э. и найденное в Глостершире в XVIII столетии. Толкин общался с исследователями римской эпохи и точно знал о существовании кольца и жестяной таблички с проклятием вора, которая была обнаружена в 1888 году. Оба артефакта легли в основу образа Кольца Всевластия.